0
3900
Газета Культура Печатная версия

03.04.2022 17:22:00

Независимые проекты меняют детский театр

В Воронеже завершился VII театральный фестиваль "Маршак"

Тэги: фестиваль, детский театр, маршак, воронеж, частный театр, независимые проекты


фестиваль, детский театр, маршак, воронеж, частный театр, независимые проекты Бесстрашный кротик подарил друзьям солнце. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

«Маршак», фестиваль детского театра для семейной аудитории, провели в Воронеже в дни весенних каникул. Театральные фестивали достойно поддерживаются областными властями (летом в Воронеже проходит Платоновский форум), однако сейчас местное театральное сообщество, только выдохнув после ковидных ограничений, снова встревожено: частный Никитинский театр может оказаться на улице, арендодатель забирает помещение – бывший ДК железнодорожников.

Хочется верить, что регион, ставший примером в построении продуктивных отношений между властью и учреждениями культуры, не снизит планку. Фестиваль «Маршак»-2022 обозначил в программе определенные тенденции российского театра, в том числе показал, что именно независимые театры сегодня зачастую находятся на передовой творческого процесса.

«Терра» – опыт беби-спектакля Альметьевского драматического театра (Татарстан) поставил вопрос постижения театра предмета. Режиссер Алмаз Садриев задумал любопытный формат: в сценическую песочницу входят два артиста, в процессе игры они находят разнообразные артефакты древних цивилизаций – то африканскую маску, то египетский саркофаг – и включают их в свою «детскую» игру. Вступая на сцену с песочной формочкой-черепашкой, герои безмолвных «раскопок» становятся настоящими следопытами, в финале приглашая юный зрительный зал присоединиться. Однако работа с фантазией зрителя, даже самого маленького, оказывается делом непростым. Предмет как таковой, даже взятый в руки актера в попытке «вмонтировать» в сюжет, не рождает фантазийного объемного образа или метафоры, предлагая лишь условные ожившие «картинки». Да и непреложный закон театра о перевоплощении не отменим. Актер и актриса, примеряющие на себя роли мальчика и девочки, которые случайно знакомятся в песочнице, забавно повторяют детскую психологию, но к концу исполнителями «забываются». Как неизменно и создание драматургии – того, за чем зритель следит, увлекаемый новым неожиданным поворотом, а не повторением приема.

Драматургия, точнее ее отсутствие, новоиспеченных сценариев для постановок давно является проблемой современного театра. Сегодня легкомысленно, руководствуясь тем, что в XXI веке искусство существует в новых формах, а старые – не указ, не придается значения качеству литературной основы. Но публика – существо консервативное, и, кажется, спорить с этим органически невозможно. Спектакль «Лис Peace» (Театральный проект 27, Петербург), адресованный подросткам, рассказывает о прекрасных вещах – о дружбе, ответственности, моральном выборе, чувствах и эмоциях взрослеющего человека в познании мира. Актер Иван Писоцкий мужественно един в двух лицах – он и мальчик, которого отец, отправившийся на войну, оставил практически в одиночестве, и он же – лис, настоящий друг мальчика, с ним герой драматически разлучается. Вырезанный из дерева силуэт лиса на прищепке – молчаливый собеседник героя. Парафраз «Маленького принца» Экзюпери длится больше двух с половиной часов, что для детского моноспектакля чревато, а для моноспектакля без внятной драматургии, внешнего и внутреннего действия, убийственно. Зритель теряет нить рассказа почти сразу (конфликт, фабула, действующие лица – все не действенно, а повествовательно), а слепленные персонажи волей режиссера развития сценического тоже не получают. Нашумевший спектакль, о котором говорят по всей России, на деле вызвал недоумение игнорированием очевидных театральных истин, потому что, в частности, берется преподносить истины философские как старую публицистику. И это особенно досадно – ведь режиссер Юлия Каландаришвили занимается театром для подростков вдумчиво и всерьез, так, например, ее новаторская идея работать в паре режиссер – психолог, что тут (констатация вопросов, а не их театральная интерпретация), видимо, и перетянуло внимание команды.

Театр кукол Республики Карелия показал на фестивале спектакль «О рыбаке и рыбке». Пушкинскую сказку Яна Тумина, известный кукольный режиссер, раскладывает на дуэт актеров (а невидима зрителю еще четверть труппы), прочитывая ее как притчу о бренном пути человека, о тщетных земных желаниях, неумолимо терзающих человеческую душу. А еще как метафору семейной жизни, где лодка любви в любую минуту может разбиться о быт. В спектакле иронично обыграна гендерная война: деспотичная старуха вечно шпыняет своего слабохарактерного супруга, разрастаясь с каждым даром золотой рыбки до неимоверных величин, так, что в какой-то момент кукольный супруг оказывается на ее ладони. Замечательную игру с объемами и визуальными планами проводит художник Кира Камалидинова. Фарсовое исполнение старухи заслуженной артисткой Мариной Збуржинской поднимает аскетичный спектакль до кульминационных вершин. Театральность здесь ярко вылепливает пародию. С выбеленным лицом, окруженная масками двуликих Янусов, старуха из театрализованных шкатулок повелевает миром, еще не прозревая свое разбитое корыто.

Спектакль «Крот, который мечтал увидеть солнце» (Театральная компания «Кот Вильям», Петербург) доказал, что театр случается только через сопереживание. Театр, который дарит надежду и отвечает на сокровенные мысли. Удивительная постановка по мотивам современной сказки Александра Блинова совмещает и живой план, и куклу, и театр теней, а главное – неистощимую фантазию и юмор режиссеров (Диана Разживайкина, Алексей Шульгач) и художника (Мария Клочьева), которые создают изобретательную вселенную, захватывающую публику независимо от возраста. История о большой мечте оборачивается – и особенно остро звучит сегодня – антиутопией. Жил-был крот в колонии кротов, как серьезная корпорация кроты-землекопы копали от зари до зари под землей: «Рой – копай – червей глотай». А каждый день после работ кроты обязаны были смотреть идеологическое кино, и они никогда не видели солнца. Солнце было запрещено – это был враг номер один, правда, никто даже не знал, какой оно формы. Однажды смелый кротик решил осуществить свою мечту – увидеть солнце, пусть и рискуя собственной жизнью; победить «систему», ставя на карту собственное благополучие, – изменить своим поступком общество, потому что сквозь тьму стоит выйти к свету… Взрослые в зале, смеясь вместе с детьми весь спектакль, в финале плакали.

Воронеж–Москва


Читайте также


Рецепты мира на острове Канта

Рецепты мира на острове Канта

Владимир Дудин

В Калининграде выступили музыканты из России, Франции и Италии

0
2991
На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

Алиса Сафонова

Фильм «Соседняя комната» завоевал «Золотого льва»

0
3279
Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Вера Цветкова

Когда реальность превращается в искусство

0
4651
Константин Богомолов эпатирует Петербург «жизнью на Патриках»

Константин Богомолов эпатирует Петербург «жизнью на Патриках»

Елизавета Авдошина

Премьера режиссера впервые состоялась в Александринском театре

0
6780

Другие новости