0
6888
Газета Культура Печатная версия

26.12.2023 12:00:00

2. В главных музеях страны сменилось руководство

В своем кресле остается только Михаил Пиотровский

Тэги: музеи, общество


музеи, общество Елизавета Лихачева пришла в Пушкинский музей из Архитектурного. Фото агентства «Москва»

Политические перемены в руководстве культурой не могли обойти крупные музеи. Самым скандальным стало непродление контракта с Зельфирой Трегуловой, которую сменила Елена Проничева, ради Третьяковки оставившая Политехнический музей. Марина Лошак, не дожидаясь даты окончания контракта, написала заявление об уходе, и Пушкинский музей достался Елизавете Лихачевой, возглавлявшей Музей архитектуры. Завершился первый квартал тем, что в директорское кресло Русского музея пересела замминистра культуры Алла Манилова. Владимир Гусев, давно уже фигура скорее номинальная, получил утешительный пост президента.

Чуда случиться не могло, в руководители назначают людей определенной формации, даже если от культуры они далеки. У Проничевой – диплом по сравнительной политологии, у Маниловой – журналиста, Лихачева училась на юриста, поработала в Федеральной миграционной службе, но единственная из новых директоров получила потом искусствоведческое образование.

Ситуация не в конкретных музеях, а в целом, со всеми «скрепами», весьма так себе: известно, хотя и не гласно, что не всех живых художников можно выставлять и не всем кураторам можно курировать. Плоды нового правления еще не созрели, мы досматривали выставки, придуманные прежде, и в этом смысле ярче всех был ГМИИ с «Всеобщим языком», «Салонами» Дидро» и испанскими проектами. Первое, что уже очевидно, касается коммуникации. Лихачева открыта к общению, она почти везде – сама. Она же единственная из музейных руководителей публично выступила в защиту «Троицы». Проничева проявилась полной противоположностью, что особенно странно в институции уровня Третьяковки и после харизматичной, но на рожон не лезшей Трегуловой, которую коллектив провожал благодарностью за умение поддержать и сказать «Делайте!». Проничева, кажется, чаще мелькала в светской хронике, а чтобы выходила к журналистам на пресс-показах, не припомнить. Раньше в музеях так было не принято. В интервью The Art Newspaper она озвучила много общих фраз вроде цели «рассказать об уникальности и богатстве российской культуры».

Лихачева обещала в будущем году наконец повысить зарплату научным сотрудникам и лично контролировать работы по строительству музейного городка. А увидев фестиваль современного искусства «Аланика», загорелась его поддержать и вывести на новый уровень. Посмотрим. 


Читайте также


Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Левые настроения в обществе вовсе не отражают влияние левых партий

0
1888
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
2878
Никпэки вне закона:  спасение или потеря для граждан и государства

Никпэки вне закона: спасение или потеря для граждан и государства

Сергей Агафонов

0
1225
Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
3077

Другие новости