Музыка Десятникова бежит прямолинейности и однобокой серьезности.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «В сторону Выборга»
Концерт-посвящение «Десятников-гала» к юбилею композитора состоялся в концертном зале Библиотеки Алвара Аалто в Выборге. Он завершил музыкально-поэтический фестиваль «В сторону Выборга», возглавляемый пианистом-конферансье Алексеем Гориболем и музыкантами его круга.
За 18 лет существования один из самых последовательных в своей программной рафинированности и сезонно-географической пограничности фестиваль камерной музыки «В сторону Выборга» стал если не всероссийским любимцем, то любовь и славу многочисленных обитателей курортного района Петербурга, а в свои годы, возможно, и меломанов из соседней Финляндии снискал вне всяких сомнений. В названии этого форума, устроенного в финальный месяц лета, его инициатор и бессменный руководитель Алексей Гориболь сумел связать видимые и невидимые нити, которые уже на афише были как манкий образ, задающий направление, магнитящий петербургских дачников-интеллектуалов и других летних людей. Тем более что попасть на все концерты можно было совершенно свободно, хотя и ажиотаж всякий раз возникал немалый.
В этом году пять концертов, мигрировавших вдоль побережья Финского залива из Зеленогорска в Комарово и обратно, чтобы в финале добраться до благословенного Выборга, представили искусство составления программ – эдаких изысканных вокально-инструментальных «икебан». Возникавший в них союз музыки, поэзии и ландшафтной среды рождал у слушателей динамическое поле смыслов, ассоциаций, желаний, которые младший современник Марселя Пруста философ Гастон Башляр с удовольствием включил бы в свое искусствоведческое эссе «Право грезить». В Киноконцертном комплексе парка культуры и отдыха Зеленогорска была показан «Соло-рояль в кино», куда вошла музыка Таривердиева, Шварца, Гаврилина и Десятникова. В библиотеке поселка Комарово, куда на лето перебирается почти вся петербургская интеллигенция, можно было побывать на вечере «Встречи на берегу», узнать о выходе в свет альманаха к 80-летию Дома композиторов в Репине и послушать сопрано Юлию Корпачеву и Зою Журавлеву под аккомпанемент Алексея Гориболя в вокальной лирике его знаменитых обитателей: Шостаковича, Успенского, Баснера, Баневича, Важова и других. В Зеленогорской школе искусств нашла свой адрес программа «Вечерние элегии», составленная из вокальных и фортепианных миниатюр финских композиторов во главе с Сибелиусом и Меллартином, в собирании которых помог пианист Алексей Рыбаков. Сопрано Юлия Корпачева и меццо-сопрано Олеся Петрова – певицы круга Гориболя – укрепили финские имена классикой Таривердиева, Рахманинова и Десятникова. Для концертного зала усадьбы в музее-заповедника «Монрепо» была сочинена концептуальная программа «Вода и камень», соединившая две символические петербургские стихии. Здесь к Юлии Корпачевой присоединился баритон Иван Сизов, открытием которого по праву гордится маэстро Гориболь, и один из выдающихся музыкантов своего поколения виолончелист Андрей Екимовский, солист оркестра MusiAeterna. «Десятников-гала» в Библиотеке Алвара Аалто стал венцом фестиваля «В сторону Выборга».
В большой двухчасовой концерт «Камерная музыка Леонида Десятникова» его давний друг Алексей Гориболь включил музыку как хорошо известную, так и редко исполняемую. Концертный зал библиотеки, построенный по проекту финского модерниста Алвара Аалто, с его волнистым рельефом потолка, открытыми окнами с видом на подсвеченные светотенью зеленые лужайки, стриженные в английском стиле, казался единственно возможным для звуков музыки Десятникова. Его камерная и камерно-вокальная музыка – прибежище для памяти, о которой Марсель Пруст писал часть своей многотомной чувственной эпопеи «В сторону Свана». Здесь память биографическая, память тела так тесно переплетена с памятью культуры, что их не разнять, а в зеркалах этой памяти отражается столько мелочей, исключительно прекрасных и воздушных, что заблудиться в этой мозаике – большое счастье, равно как оказаться в лавке волшебника-старьевщика, где соединяются времена и пространства.
Алексей Гориболь для хранения и трансляции этой памяти – музыкант уникальный, ведь он много лет знает, как звучит голос Десятникова, как говорит и дышит композитор, не упускающий из наблюдений ни единой мелочи. А потому и музыканты Гориболя, отобранные им для бережного, тембрально точного, сердечно чуткого интонирования, отвечают ряду критериев, не всегда вербализуемых, но всегда понятных шестым чувством. Музыка Десятникова бежит прямолинейности и однобокой серьезности – предпочитает вкрадчивость и осторожность, чтобы не спугнуть вдруг залетевшую откуда-то гениальную – в тему – ассоциацию, которая должна бисерным пасьянсом рассыпаться в неожиданном смысловом орнаменте ради рождения ассоциации высшего полета.
В ней без труда слышится тоска по мировой культуре – желание вести диалог с любимыми Бриттеном ли, Малером ли, Игорем Федоровичем ли, Петром ли Ильичом, не говоря об авторах высокой словесности. А если вспомнить о музыке «Русских сезонов», так их автор был бы не прочь и со стариками и старушками – носителями фольклора – порозмовляти и пострадати в поисках потерянной истины. В концерте народные мотивы блистательно отыграли баянист Владимир Розанов и пианист Ярослав Коваленко в шести прелюдиях из цикла «Буковинские песни». Еще ближе музыкальная поэтика Десятникова прозе Набокова, которая насквозь состоит из лабиринтов и тайных комнат и все время норовит поиграть с читателем в прятки и жмурки. А для защиты существует ирония разного калибра и спасительный абсурд преимущественно обэриутского толка. Именно так – осторожно и трепетно, деликатно и вкрадчиво пел трагические меланхолические «Две русские песни на слова Рильке» («Я иду, иду и все еще кругом...» и «Утро») тенор Сергей Годин, ставший открытием для большинства слушателей. В своеобразный инсектологический триптих сложились десятниковские Lied «Муха», «Жук» и «Старуха», колориту которых так пригодился тревожно-ламентозный тембр тенора. В его интерпретации «Тайная страна» на слова Грейвза стала безупречным оммажем Бриттену, а вместе с ним и безвременно ушедшему легендарному музыковеду Людмиле Ковнацкой, английской королеве ленинградского музыкознания.
Английскую тему поддержала сопрано Юлия Корпачева, исполнив с невероятным эмоционально-интонационным тщанием «Письмо отцу» на слова Гидона Кремера и «О том, кто жил в маленьком доме» на слова Чиарди. Нетрудно себе представить, как затрепетали сердца слушателей, когда на десерт им подали изобретательные аранжировки двух знаменитых танго «Утомленное солнце» и «Счастье мое», когда к голосу рояля Алексея Гориболя присоединились еще скрипач Вадим Тейфиков и контрабасист Иван Мясников. В них засверкала ассоциациями Астора Пьяццоллы та эпоха, о которой никогда, а тем более сегодня без слез радости и горя не вспоминают. А в октябре страна и мир должны будут отметить 70-летие композитора, чья опера «Дети Розенталя» в постановке Эймунтаса Някрошюса и балета «Русские сезоны» в хореографии Алексея Ратманского шли когда-то на сцене Большого театра, а сегодня вечер одноактных балетов «L.A.D.» собирает аншлаги в Екатеринбургском театре оперы и балета – в ноябре доберется и до Петербурга, чтобы быть показанным на фестивале «Дягилев P.S.». В октябре «L.A.D.» появится и в репертуаре Нижегородского театра оперы и балета.
Санкт-Петербург