Финский и российский премьеры создают друг другу только приятные проблемы.
Фото Reuters
Москва крайне заинтересована в привлечении финских инвестиций, и прежде всего – в создание и развитие высокотехнологичных предприятий. Финляндия настроена доброжелательно и готова оказать посильную помощь. Михаил Фрадков подчеркнул, что в перспективе речь может идти о создании таких конкурентоспособных производств, которые бы выпускали продукцию, востребованную на рынках третьих стран.
Десяти миллиардов евро достиг в 2004 году товарооборот между Россией и Финляндией, что на 25% выше показателей 2003 года. Эти цифры были озвучены вчера в государственной резиденции Одинцово, где российский премьер Михаил Фрадков принимал финского коллегу Матти Ванханнена. Встреча состоялась «вдали от шума городского» по вине гостей: осенью прошлого года они принимали нашего премьера тоже на природе, и теперь, по протоколу, у нас не осталось альтернативы.
На переговорах обсуждались актуальные вопросы двустороннего сотрудничества. «От встречи к встрече, – признался журналистам Михаил Фрадков, – проблем у нас прибавляется». Матти Ванханнен поспешил уточнить: «Это приятные проблемы». Приятные, заметим и для Москвы, и для Хельсинки. Коль скоро торговый оборот между странами, взявший резвый старт в прошлом году, не снижает темпов роста и теперь. «За первый квартал этого года, – с гордостью констатировал финский премьер, – прирост составил 32%». Михаил Фрадков оценил поддержку Финляндии в вопросе вступления России в ВТО: «Принятие нашей страны в ВТО позитивно скажется на отношениях с Финляндией».
В центре внимания на встрече были и проблемы Сайменского канала. Он принадлежит России, однако уже более полувека передан Финляндии в аренду, плата за которую составляет примерно 250 тыс. долл. Сегодня эту сумму можно считать почти символической, хотя надо признать, что финны, помимо арендной платы, ежегодно вносят достаточно серьезные средства в качестве инвестиций в инфраструктуру канала. Несмотря на это, Москва поставила вопрос о необходимости повышения арендной платы в 3 раза. И вчера финский премьер подтвердил, во-первых, справедливость постановки такого вопроса, а во-вторых, готовность своего правительства искать пути его решения. «Кроме того, – сказал Михаил Фрадков, отвечая на вопрос корреспондента «НГ», – мы обсуждали перспективы сотрудничества в обустройстве пунктов пропуска на границе, железнодорожные тарифы и дополнительные платежи за экспорт российской электроэнергии через территорию Финляндии». Матти Ванханнена в не меньшей степени волновал возврат НДС финским компаниям, торгующим с Россией.
Обсуждение проблемы регулярных, по заявлению Хельсинки, нарушений воздушного пространства Финляндии российскими самолетами Михаил Фрадков деликатно назвал «использованием воздушного пространства над Финским заливом». Однако это не избавило его от необходимости давать более развернутый комментарий. Российский премьер призвал не спешить с выводами, пока во всем не разберутся военные и специалисты. Соответствующие указания Генштабу уже даны. Матти Ванханнен согласился, отметив, что глубина проникновения российских самолетов не столь уж велика – не более 3 км.