0
2490
Газета Экономика Интернет-версия

07.03.2008 00:00:00

Южная Корея пошла против инфляции

Тэги: корея, экономика, инфляция


Южные корейцы всерьез озаботились слишком быстрым ростом цен. Новый президент Ли Мен Бак заявил о намерении в ближайшее время ввести ряд мер по борьбе с инфляцией. Сеул фактически собирается идти по стопам Москвы, готовясь объявить о замораживании цен на бензин и газ, а также социально значимые группы продовольственных товаров. Впрочем, есть у него и собственные рецепты.

Ли Мен Бак объявил в среду о принятии правительством программы по борьбе с инфляцией. В 2007 году потребительские цены выросли сразу на 3,9%, против 1,7% годом ранее. Для России эти цифры выглядят фантастическим ориентиром – только за январь–февраль 2008 года инфляция у нас составила 3,5%. Однако для корейцев такая инфляция стала шоком. Для ее снижения Сеул вводит жесткий контроль над динамикой потребительских цен. Власти намерены заморозить цены на 83 вида товаров и услуг.

«Повышение сырьевых тарифов на мировом рынке неизбежно, но мы можем остановить рост цен на предметы первой необходимости», – подчеркнул президент Ли Мен Бак в ходе встречи с кабинетом министров. Здесь напрашивается аналогия с договоренностями, достигнутыми осенью 2007 года российским правительством с рядом ведущих сетевых торговых компаний, о замораживании цен на социально значимые продукты питания.

Реализация программы по снижению темпов роста инфляции начнется уже 10 марта. Одна из основных задач – снижение цен на автомобильное топливо. Нефтяные компании обязаны уменьшить цены на своих АЗС минимум на 10%. Для компенсации издержек производителям, правительство Южной Кореи снизит на 10% ставку налога на нефть, нефтепродукты и топливо для автотранспорта. Для контроля над ценами на бензин создается специальная рабочая группа тарифного контроля. Эта новая структура, в которую войдут представители местных властей, национальной налоговой службы и организаций потребителей, будет отслеживать работу 12 тысяч автозаправочных станций и четырех нефтеперерабатывающих компаний.

Это решение отчасти напоминает действия российского правительства, которое начиная с осени 2006 года перманентно принуждает ведущие нефтяные компании «добровольно» замораживать цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке. Правда, в отличие от корейских коллег российские чиновники никаких преференций и налоговых льгот производителям автомобильного топлива не дают.

В планы правительства также входит снижение цен на электроэнергию, фиксирование тарифов на транспортные услуги. Кроме того, стоимость проезда по платным автомагистралям в часы пик упадет на 50%. Компании, инвестирующие деньги в развитие экономики, также получат 7-процентные налоговые преференции.

Насколько успешной будет борьба южнокорейских властей с инфляцией при помощи заморозки цен, сказать сложно. По словам главного экономиста «Тройки Диалог» Евгения Гавриленкова, «российская попытка борьбы с инфляцией аналогичным способом, которая была предпринята осенью прошлого года, в конечном итоге ничего не дала». Более того, по его мнению, заморозить и контролировать цены на большое количество продуктов просто невозможно. Кроме того, при введении жесткого контроля цен в одном секторе рынка, в другом скорость роста тарифов стремительно увеличивается. Как показала практика последних месяцев, несмотря на попытку контроля цен в секторе продовольственных товаров, именно в этом сегменте рынка тарифы растут наиболее динамично. Тем более что расходы российского бюджета активно стимулируют спрос. Только за прошлый год они выросли на 40%.

По словам Гавриленкова, нельзя забывать о том, что рост цен на продовольствие – глобальное явление, которое, по всей видимости, будет проявлять себя еще многие годы. Азиатские страны, в частности, Китай и Индия, постепенно меняют структуру потребления продуктов питания, смещаясь от простых зерновых культур к более качественным белковым продуктам, требующим подпитки зерном. Эта тенденция будет и дальше поднимать мировые цены на продовольствие. Поэтому, отмечает экономист, есть большие сомнения, что за счет заморозки цен какой-либо из стран мира, в том числе и Южной Корее, удастся существенно повлиять на динамику роста тарифов.

В России заморозка цен не принесла никакой пользы по причине нелимитированного роста бюджетных расходов, которые только в прошлом году составили 40%. В конечном счете эти деньги стимулировали спрос, который оказался не обеспеченным товарами и услугами в необходимом количестве. Как результат – повышение уровня цен. Поэтому, отмечает Гавриленков, вряд ли аналогичные процессы помогут значительно поменять ситуацию в Южной Корее. Хотя в то же время нельзя забывать, что там совершенно другой уровень инфляции. За прошлый год она составила в среднем 3,9% (в 2006 году инфляция в Южной Корее была на уровне 1,7% в год). Кроме того, объем расходов на питание у южнокорейцев по сравнению с россиянами значительно ниже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1770
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
1011
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
1246
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1528

Другие новости