Экономика Китая под влиянием мирового экономического кризиса переживает не самые лучшие времена. За год положительное сальдо торгового баланса Поднебесной уменьшилось на 64%. При этом рост китайского экспорта в феврале по сравнению с январем составил всего 6,5%, достигнув минимального значения за последние шесть лет. Эксперты предупреждают, что в случае, если кризисные явления в китайской экономике приобретут долгосрочный характер, это будет иметь негативные последствия для России и ее экспорта в КНР.
На днях Главное таможенное управление КНР опубликовало достаточно тревожные данные по внешнеторговой деятельности страны. Согласно статистике, в феврале текущего года Китай существенно сократил темпы роста экспорта, в то время как объем импорта вырос более чем на 35% по сравнению с февральским показателем 2007 года. В феврале текущего года объем внешней торговли составил чуть более 166 млрд. долл., из которых на экспорт приходится 87 млрд. долл., а на импорт – 78,8 млрд. долл. Таким образом, активное сальдо внешнеторгового баланса снизилось до 8,5 млрд. долл., тогда как еще в январе этот показатель был на уровне 19,5 млрд. долл. В результате китайский экспорт в годовом исчислении увеличился всего на 6,5%, что является минимальным показателем за последние шесть лет.
По оценке правительства КНР, столь существенному снижению торгового профицита способствовало падение спроса со стороны американских потребителей, что стало прямым следствием ипотечного кризиса, а также неблагоприятные погодные условия – зимой 2008 года в Китае были самые сильные за последние полвека снегопады и бураны. Пекин называет и другие причины случившегося. В частности, вчера на пресс-конференции в рамках проходящей в Пекине сессии Всекитайского собрания народных представителей глава китайского МИДа Ян Цзечи заявил, что одной из предпосылок дефицита в торговле США с Китаем стал запрет Вашингтона на экспорт в КНР ряда продукции высоких технологий. В то же время министр коммерции КНР Чэнь Дэмин обозначил приоритеты торгово-экономического сотрудничества с Россией. «Китай, в том числе и в торговле с Россией, использует принципы свободной торговли, то есть покупается и продается то, что компании хотят продавать или покупать», – подчеркнул министр, добавив, впрочем, что китайско-российская торговля развивается успешно. Китайские чиновники предпочитают не углубляться в трудности, переживаемые сегодня экономикой КНР, а также в возможные негативные последствия этих кризисных явлений для экономических отношений с Москвой. Между тем опрошенные «НГ» эксперты предупреждают, что в случае, если худшие опасения о кризисе китайской экономики подтвердятся, определенный негативный эффект ощутит и Россия. Главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров заявил «НГ», что месячную статистику нельзя считать показательной, это могут быть сезонные факторы, погода и т.п. Однако если в течение полугода понижательный тренд сохранится, можно будет говорить о кризисе экономики КНР, вызванном замедлением темпов роста мировой экономики вообще и снижением покупательной способности американцев в частности. При негативном сценарии, считает Тихомиров, в Китае может снизиться спрос на нефть и газ. Впрочем, это достаточно легко компенсируется за счет снижения объемов добычи углеводородов. «Речь может идти лишь о процентных пунктах снижения добычи, а не о десятках процентов», – уточнил эксперт. Более серьезные последствия экономический кризис в Китае, а значит, замораживание строительства многих объектов, будет иметь для экспорта продукции российской металлургической промышленности, объемы которого при таком раскладе безусловно сократятся.
В то же время, по словам заместителя директора Института Дальнего Востока Андрея Островского, основной причиной снижения экспорта из Поднебесной стало изменение политики властей страны. В КНР, согласно существовавшим ранее законам, в конце каждого года производителям продукции возвращался налог на экспорт. Теперь налог на экспорт 1115 видов продукции не возвращается. Кроме того, ставка подоходного налога для предприятий, действующих на территории страны, стала единой – 26%, независимо от того, национальный в них капитал или иностранный. «Если же говорить о российско-китайской торговле, то, как мне кажется, ее объемы останутся на прежнем уровне, – считает эксперт. – Но остается неразрешимой другая проблема: основную часть российского экспорта составляют древесина и нефть, а доля машиностроения составляет только 1,4%. Тогда как товары этого же сегмента, поставляемые в Россию, составляют 30% от китайского экспорта.