0
1092
Газета Экономика Интернет-версия

16.02.2009 00:00:00

Россию теснят из Туркменистана

Тэги: туркмения, газ, ирак, ес


туркмения, газ, ирак, ес Махмуд Ахмадинежад всегда готов указать Гурбангулы Бердымухамедову правильное направление.
Фото Reuters

По некогда монопольным позициям России на газовом рынке Центральной Азии нанесен новый удар. В субботу в Тегеране президенты Ирана и Туркменистана Махмуд Ахмадинежад и Гурбангулы Бердымухамедов договорились расширить сотрудничество в энергетической сфере. Туркменистан увеличит поставки газа в Иран, а иранские компании будут допущены к освоению одного из туркменских газовых месторождений.

Договоренности о сотрудничестве в газовой сфере между Ираном и Туркменистаном носят предварительный характер. Стороны подчеркивают, что пока они не пришли к соглашению по ценам на туркменский газ для иранских потребителей. Также не определена и точная дата начала поставок. Как бы то ни было, эти договоренности свидетельствуют об очередном ослаблении позиций Москвы в Центрально-Азиатском регионе. Ашхабад готов увеличить экспорт газа в Иран с 7–8 до 10 млрд. куб. м в год.

Значительно большую угрозу для позиций России на газовом рынке не только Центрально-Азиатского, но и Европейского региона представляет другая новость. В субботу пришло сообщение, что Бердымухамедов принял приглашение премьера ныне председательствующей в ЕС Чехии Мирека Тополанека приехать в мае в Прагу на созываемый Евросоюзом саммит по строительству в обход России газопровода Nabucco.

Продвигая этот проект, Мирек Тополанек совершил на прошлой неделе вояж не только в Туркменистан, но также в Казахстан и Азербайджан. Чешский премьер предупредил европейских коллег, что есть угроза для ЕС опоздать к дележке природных ресурсов Центральной Азии. По его словам, в очереди за центральноазиатским газом уже стоят Россия, Китай, Пакистан и Индия. «Решающими для строительства Nabucco являются не деньги, а политическая воля», – заявил Тополанек. Готовность финансировать проект в обход России при условии гарантированного заполнения трубопровода со стороны производителей газа заявил Всемирный банк.

Напомним, что проектная стоимость проекта Nabucco оценивается в 7,9 млрд. евро. В консорциум для строительства газопровода входят австрийская OMV, немецкая RWE, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и турецкая Botas.

Отметим, что уже до конца 2009 года туркменский газ может пойти и в другом альтернативном российскому направлении – в Китай. Соответствующий контракт между Ашхабадом и Пекином был заключен в 2007 году. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) будет разрабатывать на условиях соглашения о разделе продукции месторождение Багтыярлык на правобережье Амударьи. К концу этого года CNPC должна построить газопровод в КНР протяженностью около 6,5 тыс. километров и мощностью до 30–40 млрд. куб. м газа в год. В целом Китай декларировал о готовности закупать в Центральной Азии до 90 млрд. куб. м газа. Именно КНР, по мнению независимых экспертов, может стать главным конкурентом России в борьбе за центральноазиатский газ вообще и туркменский в частности.

В дальней перспективе – сотрудничество в газовой сфере между Туркменистаном, Индией и Пакистаном. Соответствующее соглашение было подписано еще в 2002 году. Мощность газопровода должна составить 30–35 млрд. куб. м туркменского газа в год.

Аналитик компании «БрокерКредитСервис» Екатерина Кравченко отмечает, что на сегодняшний день Туркменистан добывает около 90 млрд. куб. м газа, из которых «Газпром» закупает до 40 млрд. куб. м. «У нас с Туркменией подписано соглашение по газу до 2028 года, в котором оговаривается сохранение объемов поставок туркменского газа», – отметила Кравченко. Несмотря на эти межправительственные договоренности, Ашхабад пытается сыграть на противоречиях, заключая все новые контракты, диверсифицируя экспорт углеводородного сырья, допуская иностранные компании к разработке месторождения на своей территории. При этом в «Газпроме» признают, что есть угроза того, что если мы откажемся покупать туркменский газ по высоким ценам, он уйдет нашим иностранным конкурентам.

В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин указывает на то, что «Газпром» не очень-то претендует на расширение сотрудничества с Туркменистаном в газовой сфере, в частности, в плане разработки новых месторождений углеводородов на территории этой страны. Эксперт склонен объяснять инертность наличием у российского газового холдинга каких-то других планов в этом регионе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1790
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
1018
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
1253
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1537

Другие новости