0
21349
Газета Экономика Печатная версия

28.02.2021 20:09:00

Российские дороги бьют рекорды стоимости

Расходы на строительство одного километра трассы в зависимости от года могут подскакивать в разы

Тэги: транспортная инфраструктура, автодороги, строительство, расходы, стоимость


транспортная инфраструктура, автодороги, строительство, расходы, стоимость Расходы на строительство автотрасс зависят от рельефа местности, погоды, качества документации и т.д. Фото РИА Новости

Правительство дополнительно выделит на улучшение транспортной инфраструктуры 100 млрд руб., сообщил Минтранс. Судя по его данным, стоимость возведения 1 км автодорог (1 км одной полосы движения в целом по сети) в РФ может по годам отличаться в разы – от 18 млн до 49 млн руб. У таких колебаний есть объективные причины, считают в Росавтодоре. В Счетной палате указывают на недостатки проектно-сметной документации, ведущие к увеличению расходов. Во сколько обошелся ввод в строй 1 км автодорог в пандемийном 2020 году, ведомства объявят лишь примерно через год. Судя же по цифрам, которые обсуждались на совещании у президента, стоимость строительства, реконструкции и ремонта 1 км могла достигать в прошлом году 75 млн руб.

На строительство и улучшение дорожной сети в российских регионах дополнительно выделят 100 млрд руб., сообщает Минтранс. Дополнительные средства на развитие дорог планируется направить в 69 регионов. В 2021 году, как сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин, будет отремонтировано более 6 тыс. км федеральных автодорог и не менее 15 тыс. км региональных, также планируется построить 1,2 тыс. км новых дорог.

Выделение дополнительных денег на инфраструктуру – для Минфина вопрос, судя по всему, болезненный. Как уже пояснял глава Минфина Антон Силуанов, в последнее время бизнес-модели инфраструктурных проектов «не очень хорошо складывались»: не все платные участки окупались в тех объемах, которые ожидались. Министр призывал лучше планировать и отмечал, что «мы все время все дороги строим за счет бюджета – это же никаких ресурсов не хватит» (см. «НГ» от 13.01.21).

Сторонники стимулирования инвестиций, однако, указывают на существенную отдачу от вложений: потраченные средства начинают работать на экономику. Как говорил вице-премьер Марат Хуснуллин, «в прошлом году мы выделяли дополнительные средства на дорожное строительство, и это позволило достичь лучших результатов по сравнению с 2019 годом, несмотря на пандемию коронавируса».

В пресс-службе Минтранса сообщили «НГ» об очень успешном завершении 2020 года. «После реконструкции и строительства введено в эксплуатацию 915 км федеральных автодорог. Это один из самых высоких показателей за последние годы. Отремонтировано 7775 км, – ответили в ведомстве Виталия Савельева. – На региональной дорожной сети построено и реконструировано 1700 км, отремонтировано 16 тыс. км дорог».

Помимо инвестиционной окупаемости есть еще одна немаловажная тема – стоимость строительства, ее обоснованность. Судя по докладам Минтранса за последние шесть лет (в основе которых в том числе данные Росавтодора), средняя стоимость строительства 1 км одной полосы движения в целом по сети дорог в РФ могла меняться в разные годы в разы: от 18–19 млн до 48–49 млн руб. Например, самая высокая стоимость была зафиксирована в 2014 и 2019 годах, а наиболее скромные показатели – в 2017 и 2018 годах.

В пресс-службе Росавтодора перечислили факторы, которые могут варьироваться год от года и, следовательно, менять итоговый показатель стоимости.

Это категории возводимых в анализируемый период дорог («к примеру, количество объектов V категории в 2017 и 2018 годах значительно отличается от других периодов»), продолжительность проведения работ («на некоторых объектах она может достигать нескольких лет, что, в свою очередь, приводит к неоднородности сдачи по годам»), индивидуальные особенности объектов строительства. Также Росавтодор напомнил, что на стоимость строительства, реконструкции, ремонта влияют рельеф местности, природно-климатические условия, наличие застройки, цена строительных материалов. В агентстве напоминают: Россия разделена на пять дорожно-климатических зон, в которых условия и стоимость строительства значительно отличаются, примерно 60% территории – зона залегания мерзлого грунта. «Изменения в стоимости 1 км дорог связаны в том числе с изменением межремонтных сроков и новыми требованиями к качеству дорожной одежды», – добавили в Росавтодоре. Чем качественнее новые дороги, тем меньше издержки, связанные с ремонтом.

Эксперты считают официальные объяснения вполне убедительными, но добавляют к ним свои версии. «Могу предположить, что на цену влияет та же инфляция, скачки курса валют, поскольку от этого зависят стоимость и доставка тех или иных материалов», – отметил член генсовета «Деловой России» Алексей Кучмин. Кроме того, как обращает внимание член генсовета «Деловой России» Алим Бишенов, стоимость зависит от подрядчиков и от того, как рассчитывались сметы на возведение полотен.

«Ранее по итогам контрольных мероприятий Счетная палата отмечала недостатки проектно-сметной документации (или ее отсутствие), что приводит к дополнительным расходам федерального бюджета», – сообщили при этом «НГ» в пресс-службе Счетной палаты.

Ведомства пока не готовы ответить, во сколько в среднем обошлось строительство 1 км автодорог в целом по стране в пандемийном году. «Публикация доклада по 2020 году ориентировочно состоится в начале 2022 года», – пояснила пресс-служба Росавтодора. Сейчас можно лишь пытаться предварительно и приблизительно оценить эту стоимость.

Например, отчитываясь о дорожном строительстве, Марат Хуснуллин сообщал на совещании президента с членами правительства, что кассовое исполнение по федеральным средствам выросло с 95% в 2019 году до 99,1% в 2020-м: «Освоили свыше 880 млрд руб., а с учетом бюджетов субъектов это сумма более 2 трлн руб.».

Итак, совокупно 2 трлн руб. при реконструированных, построенных и отремонтированных по всей стране более чем 26 тыс. км – это оценочно около 75 млн руб. за 1 км введенных в строй и усовершенствованных дорог.

Мнения экспертов о ситуации в 2020-м разделились. «Можно предположить, что в 2020 году себестоимость окажется еще выше (чем в 2019 году. – «НГ»), поскольку на этот год пришлась основная часть строительства ЦКАД», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.

«Можно предположить, что стоимость строительства в 2020 году вряд ли будет заметно расходиться с данными за 2019 год. Отягчающим фактором, влияющим на цену, очевидно, мог стать и коронавирус, – продолжает Бишенов. – Среди ключевых дорожных строек в 2020 году можно привести в пример ЦКАД, а также поэтапное строительство трассы «Таврида» в Крыму. Это два крупнейших объекта, которые отличаются повышенной сложностью возводимости».

«В 2020 году стоимость дорог не должна превысить показатели предыдущего года, – полагает, однако, завкафедрой Российского экономического университета им. Плеханова Дмитрий Завьялов. – Во-первых, не было новых дорогостоящих проектов. Во-вторых, отдельные регионы не полностью освоили бюджеты, выделенные на дорожное строительство». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новые нацпроекты удивят своей стоимостью

Новые нацпроекты удивят своей стоимостью

Анастасия Башкатова

От продолжительной жизни до экономики данных – окончательный список стратегических целей пока не готов

0
3114
Программа реновации ускорится для 80 тысяч москвичей

Программа реновации ускорится для 80 тысяч москвичей

Татьяна Астафьева

Столичные строители уже применяют механизмы искусственного интеллекта для анализа документации

0
2433
Дуда обсудит за океаном безопасность в Европе

Дуда обсудит за океаном безопасность в Европе

Валерий Мастеров

Вероятность встречи с Трампом оказалась ключевой интригой

0
2548
Горожане тратят на съемное жилье от трети до половины зарплаты

Горожане тратят на съемное жилье от трети до половины зарплаты

Анастасия Башкатова

Стоимость аренды гипотетически могла бы удвоиться, но платить будет некому

0
3619

Другие новости