0
4690
Газета Экономика Интернет-версия

29.12.2022 09:00:00

Санитарная авиация: панацея или инструмент?

Тэги: авиация, транспорт, медицинский вертолет, нсса, санавиация


авиация, транспорт, медицинский вертолет, нсса, санавиация Фото Национальной службы санитарной авиации

У медиков-реаниматологов есть термин «золотой час». Считается, что если пострадавшему оказать медицинскую помощь в первый же час после получения травмы, даже очень тяжелой, то шансы на его выживание существенно повышаются. В российских условиях это правило приобретает особенную значимость. Обширные территории нашей страны, отсутствие в отдаленных районах дорог или вовсе - любой инфраструктуры, как на Крайнем Севере, диктует свои условия к оказанию первой медпомощи. Не стоит также забывать и про пресловутые городские пробки, когда столь драгоценное время можно потратить на преодоление заторов.

Одним из способов ускорить доставку в больницы пострадавших при тяжелых ДТП, пожарах и других происшествиях является перевозка их вертолетами. В России эту задачу выполняет Национальная служба санитарной авиации, созданная при содействии Госкорпорации Ростех. Чтобы понять, как эта структура функционирует и какое у нее будущее, мы поговорили с заместителем генерального директора НССА Муратом Хуповым.

Расскажите, в каких регионах сегодня представлена НССА? И правда ли, что доставка пациентов вертолетами помогает спасать больше жизней?

Национальная служба санитарной авиации – это молодая компания, которой в августе исполнилось пять лет. Сегодня мы представлены уже в 53 субъектах страны. В их числе регионы Дальнего Востока – Республика Бурятия, ЕАО, Хабаровский, Приморский, Забайкальский и Камчатский края, Чукотка, Амурская и Сахалинская область, где медицинские вертолеты действительно незаменимы, так как без них практически ничего невозможно – нет дорог.

При этом необходимость в НССА есть на Юге страны и на Северном Кавказе, а также в Центральной части России, чтобы доставлять пациентов в Москву из Подмосковья и близлежащих регионов.

Санитарная авиация действительно спасает жизни, но я не стал бы называть ее панацеей, это скорее один из инструментов для врачей. С его помощью можно в «золотом часе» оказать пациенту необходимую квалифицированную медицинскую помощь, что существенно повышает его шансы.

Как создавалась служба санитарной авиации?

Большое участие в реализации такого важного для страны проекта принимает Госкорпорация Ростех. Для этого у корпорации есть все ресурсы – она производит вертолеты, медицинское оборудование, осуществляет сервисное обслуживание, имеет большой опыт реализации инфраструктурных проектов такого масштаба.

Но даже с таким надежным партнером, в самом начале пути мы столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, в стране не существовало необходимой законодательной базы - мы создали единый типовой контракт для всех регионов. Кроме того, раньше не было регламентировано оснащение медицинского воздушного судна. Мы обратились в Министерство здравоохранения и сегодня в Приказе о скорой помощи появилось приложение «Оснащение вертолета».

Теперь врачи, которые взаимодействуют с НССА, понимают, что они вправе требовать от медицинского борта, какое оборудование может быть предоставлено и для каких ситуаций.

1681616_a.jpg
Фото Национальной службы санитарной авиации
Какие результаты дала реализация этого проекта?

Естественно, ключевым достижением стало то, что теперь шанс на спасение жизни человека появился даже, казалось бы, в безвыходной ситуации.

Кроме того, реализация такой глобальной задачи позволила создать тысячи рабочих мест. Помимо непосредственно пилотов и медиков, это и обслуживающий персонал на аэродромах базирования, и специалисты, участвующие в производстве авиатехники.

Развитие санитарной авиации обеспечивает заказами авиационные предприятия, которые выпускают машины, обслуживают их согласно регламентам на протяжении всего жизненного цикла. Задействованы и отечественные производители медтехники, которой оснащаются вертолеты. Всего на сегодняшний день это, наверное, свыше 10 тысяч специалистов.

Сколько всего людей - больных, пострадавших - было спасено за 5 лет вашей работы? Какие вертолеты сейчас есть в распоряжении НССА?

С момента создания по ноябрь 2022 года вертолеты НССА совершили 16 880 вылетов и перевезли 19759 пациентов. В том числе 2,5 тысячи детей, из которых около 900 – младенцы.

Мы используем вертолеты двух типов — это «Ми-8» и «Ансат». Они оснащены практически одинаково, отличаются только тем, что на «Ми-8» есть возможность перевозки сразу нескольких пациентов.

Эти вертолеты оборудованы так же, как и реанимобиль класса C. Другими словами, в них можно перевозить пациентов, начиная от недоношенного ребенка и заканчивая тяжелым реанимационным пациентом, который находится на искусственной вентиляции легких. Это могут быть пострадавшие в ДТП и при техногенных катастрофах, с ожогами – в любом состоянии. Мы можем доставить до медучреждения пациента даже в самой терминальной стадии.

Какие планы у НССА на ближайшие годы?

Наша главная задача и план на будущее – увеличить охват территорий услугами санавиации и обеспечить доступ к медицинской помощи для жителей даже самых труднодоступных районов. Эти услуги должны оказываться по всей стране по единым стандартам.

Также будем наращивать свои возможности. Планируется нарастить парк до 85 вертолетов и это не предел.

Кроме того, в перспективе, после проработки необходимой законодательной базы, может быть создана единая IT-платформа, с помощью которой любой участковый врач или, например, сотрудник ГИБДД, имел бы возможность вызвать борт для оказания медицинской помощи на место происшествия или больному.


Читайте также


Против санкций и расстояний

Против санкций и расстояний

Андрей Гусейнов

Бизнес разработал новые решения и продукты для гражданской авиации

0
1432
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
9792
Развитие транспортной системы помогает Москве преуспевать

Развитие транспортной системы помогает Москве преуспевать

Елена Крапчатова

Сергей Собянин рассказал Владимиру Путину, как крупные инфраструктурные объекты меняют столицу

0
4272
60 речных трамваев превратят Москву-реку в магистраль для общественного транспорта

60 речных трамваев превратят Москву-реку в магистраль для общественного транспорта

Елена Крапчатова

0
4742

Другие новости