60% россиян считают, что «по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности». 20% – что «в школе не должно быть места религии». 12% – что «нужно восстановить преподавание Закона Божьего в средних школах для всех желающих». Это результаты репрезентативного опроса общественного мнения, проведенного 11 марта специалистами Левада-Центра.
Очевидная тяга россиян к поискам нравственных основ своего существования не может не радовать и вполне объяснима. Человек как животное социальное и политическое просто не может существовать, хотя бы без минимальных культурных и нравственных норм. Весь вопрос в том, что нормы эти исторически конкретны. Вот и избранный президент России Дмитрий Медведев, будучи еще в ранге первого вице-премьера, в октябре прошлого года обозначил одну из главных, по его мнению, проблем в системе отечественного образования: до сих пор все религиозные учебные заведения нашей страны не имеют государственной аккредитации. Историческая конкретика налицо. Формирование постиндустриального общества может подождать: Закон Божий сейчас в России актуальнее законов Кирхгофа (последние описывают протекание электрического тока в сетях). Кто считает наоборот – сторонник «кровавого атеистического режима».
Социологическое исследование «Самоидентификация россиян в начале XXI века» (2001) показало, что люди вполне могут идентифицировать себя с православием, но это вовсе не значит, что они руководствуются в повседневной жизни нормами православной морали. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, в которые были заложены православная, протестантская и атеистическая позиции по отношению к различным сферам человеческой жизни (свобода, труд, бедность и богатство, восприятие прошлого, настоящего и будущего). При этом люди не знали, что они выбирают между православием, протестантизмом и атеизмом. Численность тех, кто выбрал протестантскую позицию, – 66%. С атеистическими установками идентифицируют себя 15%, а с православными – 4,5%.
Вот и в опросе Левада-Центра 79% россиян заявили, что сохранят во время Великого поста (начался 10 марта) обычный режим питания; 15% будут поститься частично, а 2% полностью все семь недель. При этом православие исповедуют 71% россиян. То есть россияне хотят светлого будущего здесь и сейчас. При этом они готовы считаться с моральными и юридическими ограничениями, необходимыми для поддержания общественного порядка. И православная религиозная нравственность отнюдь не доминирующий фактор. Опять же можно сослаться на данные опроса Левада-Центра: в жизнь после смерти верят 45% россиян, в существование дьявола – 40%, в царство небесное – 45%, в существование ада – 40%, в религиозные чудеса – 49%. А вы, то есть действующий президент России Владимир Путин, говорите «инновационное поведение».
«Я не испытываю особого оптимизма относительно того, что вектор этого движения каким-то образом переменится и положение само собой исправится, – заявил академик Андрей Зализняк на церемонии вручения ему литературной премии Александра Солженицына в прошлом году. – По-видимому, те, кто осознает ценность истины и разлагающую силу дилетантства и шарлатанства и пытается этой силе сопротивляться, будут и дальше оказываться в трудном положении плывущих против течения. Но надежда – на то, что всегда будут находиться и те, кто все-таки будет это делать».