Фото REUTERS/Kirill Kudryavtsev/Pool
В 90-е годы Россия доминировала на рынке коммерческих космических запусков, а также заметно обгоняла США, Китай и Европу по числу запусков спутников. На долю РФ тогда приходилось более 60% от общего числа космических запусков в мире. Сегодня же картина распределения растущего мирового рынка космических услуг принципиально изменилась. Доля РФ на рынке коммерческих запусков опустилась почти до нуля. Хотя сам рынок коммерческих запусков вырос с 90-х почти в 10 раз. И эта потеря перспективного рынка космических услуг случилась задолго до начала санкционной войны с Западом, и она не связана напрямую с технологическими запретами, хотя и они сыграли свою роль.
Даже в первом и втором десятилетиях нового века Россия сохраняла высокий потенциал на рынке услуг по запускам спутников, выводя на орбиту аппараты из США, Канады, Евросоюза, Алжира, Аргентины и из других стран. Высокий спрос на российские космические услуги позволял нашей стране участвовать в развертывании самых современных коммерческих систем связи. Но после 2020 года доля РФ в общем числе запусков (включая государственных и военных заказчиков) упала ниже 10%. При этом в США впервые в мире появились прибыльные частные компании, которые получают доходы от продаж услуг космических запусков или продаж услуг связи.
Могли бы российские частные компании построить прибыльный бизнес на продаже аналогичных космических услуг? В теории – могли бы, поскольку в РФ имелся высокий промышленный потенциал для производства ракет-носителей, а также был доступ к созданию современных спутников связи. Но на практике этот бизнес-потенциал так и не был реализован, причем по самым разным причинам. От барьеров государственной бюрократии до отсутствия видения перспектив и неверной оценки гарантий от прошлых успехов. Теперь, казалось бы, в потере конкурентоспособности нашей некогда самой перспективной отрасли можно было обвинять чиновников, бюрократов и бюджетозависимых директоров и коррумпированных «эффективных менеджеров».
Однако примеры потерь перспективных мировых рынков есть и вне России, в среде самых частных и самых инновационных компаний. В учебниках по экономике часто приводится прецедент компании – мирового лидера «Кодак», которая проспала цифровую трансформацию своих рынков. И это далеко не единственный пример, когда руководство инновационных компаний фактически не видит вызовов конкуренции, не видит перспектив будущей трансформации рынков. И соответственно не готово к радикальным изменениям и к оптимизации собственного бизнеса. Не готовы к изменениям сегодня оказались многие известные автоконцерны, производители традиционных процессоров или программного обеспечения.
Опыт нашей государственной ракетно-космической индустрии или частных инновационных компаний на Западе показывает, что сохранение лидерских позиций в том или ином бизнесе требует специальных и очень нестандартных усилий. Россия сегодня все еще является, например, значимым участником нефтяного рынка или рынка нефтепродуктов, рынка вооружений или ядерных технологий. Некоторые российские университеты или медицинские центры также сохраняют относительную конкурентоспособность. Но что нужно сделать, чтобы не потерять и эти рынки и не повторить путь тех компаний, которые сегодня фигурируют в учебниках в качестве негативных примеров? Для начала нашим чиновникам и директорам нужно осознать, что в завтрашней экономике успех и интерес потребителей им совсем не гарантирован.

