0
7461
Газета Образование Печатная версия

09.01.2019 12:00:00

Министр Ольга Васильева: Мы переоснастим 16 тысяч сельских школ...

Половина из этих школ малокомплектные и требует особого внимания

Тэги: образование, васильева, школа, педагогика, учитель, ученик, преподаватель


образование, васильева, школа, педагогика, учитель, ученик, преподаватель Ранняя профориентация школьников – один из главных приоритетов министра Ольги Васильевой. Фото с сайта www.edu.gov.ru

О перспективах сферы образования в наступившем, 2019-м году в беседе с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ рассказывает министр просвещения РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА.

- Ольга Юрьевна, календарный год закончился. Что он принес нашему образованию? Какие события, по вашему мнению, стали главными для развития образования?

- Минувший 2018-й год оказался во многом системообразующим. У нас произошел ряд качественных управленческих изменений. И прежде всего выделение Министерства просвещения, а точнее, если смотреть ретроспективно, возврат к отдельному министерству, содержательная основа которого – дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование.

Конечно же, среди ключевых событий – утверждение Национального проекта «Образование», как свод в единое целое ключевых шагов по развитию и повышению качества отечественного образования. Десять федеральных проектов, охватывающих все уровни образования и нацеленных на выполнение президентских задач по вхождению в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитанию гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей нашей страны и наших народов. Финансирование и комплексная содержательная структура национального проекта позволит нам сделать качественный рывок.

Кроме того, год принес нам много хороших событий, среди которых существенное расширение сети детских технопарков, запуск профориентационного проекта «Билет в будущее» и комплекса мер для помощи школьникам в поисках профессии, ключевым событием которых традиционно стал форум «Проектория». К числу важных событий следует отнести победу наших ребят на европейском чемпионате профессионального мастерства EuroSkills в Будапеште, развитие добровольческих и волонтерских движений.

И этот список можно продолжать еще очень долго. Год знаковый, принес много смыслов и пониманий, в каком направлении мы будем двигаться в ближайшее время, и я уверена, что уже совсем скоро мы увидим результаты.

- Существует мнение, что в стране уделяется внимание талантливым детям, детям, имеющим проблемы со здоровьем, а вот середина выпадает. Так это на самом деле или нет?

- Я часто повторяю, что любой ребенок талантлив по-своему, и мы должны приложить максимум усилий для раскрытия его способностей. Особенность подхода нашей страны – доступное и качественное образование для каждого, - еще раз повторюсь, для каждого! – ребенка, проживающего у нас, без исключения.

Вы нередко можете услышать словосочетание – «единое образовательное пространство». Но это не просто слова, за ними – огромная работа: с инфраструктурой, с содержанием образовательных программ, над повышением качества учебной литературы – большой список мер и единых требований. В этом списке значимое место занимают наши Всероссийские олимпиады. Система образования обязана быть доступна каждому, стирая рамки каких-то внешних обстоятельств: смена места проживания, смена школы, любые иные факторы.

По итогам года у нас почти в каждой четвертой школе создана универсальная безбарьерная среда и комфортные условия детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам. Работа в этом направлении продолжается. Но, повторюсь, мы охватываем все группы.

Вы знаете, что у нас в стране половина школ сельские, половина из которых малокомплектные, и это также требует особого внимания. Национальный проект «Образование» закладывает существенную помощь сельским школам, в ближайшее время мы обновим материально-техническую базу 16 тысяч сельских школ.

- По вашему мнению, почему так упорно держится в обществе мнение, что учить детей стали хуже?

- Прежде всего, скажу, что такой педагогической школы, таких традиций, которые есть у нашей страны, вы просто не найдете нигде в мире. Педагоги радеют душой за свое дело, а дети включаются в образовательный процесс уже с детского сада. У нас высочайший уровень подготовки воспитателей уже на уровне дошкольного образования, в то время как во многих странах такая профессия вообще отсутствует.

Результаты международных олимпиад, на которых наши школьники из года в год неизменно в числе лидеров, только в этом году у нас 38 медалей из которых 22 – золотые, победы на первенствах профессионального мастерства, все это наглядный показатель качества отечественной педагогики.

Мы участвуем в оценках качества школьного образования, видим результаты международных сопоставительных исследований, которые с каждым годом приобретают все большее значение для международного сообщества. Наши младшеклассники одни из самых сильных в мире. По ряду предметных областей сохраняем хорошие позиции и в старшей школе, но проблемы начинаются с функциональным чтением.

Школа должна помогать ребятам мыслить, реально представлять ситуацию и переносить знания в практическую плоскость. Поэтому мы планируем менять подходы к задачам в средней школе. Хорошо, когда ученик может рассказать, чему его научили на уроке, но применить знания на практике – совсем иная новая качественная плоскость.

Первые материалы для таких задач будут готовы весной 2019 года. Тогда же планируется провести их апробацию, сейчас с этим работают эксперты Российской академии образования. На всех этапах и до, и после мы будет обсуждать шаги с широким экспертным сообществом.

- Если бы вы были директором школы и выбирали учителя, кого бы вы выбрали – лучше знающего свой предмет или лучше знающего психологию ребенка? Какой учитель сегодня важнее? (Это при условии, что идеальных – харизматичных и владеющих абсолютным знанием предмета, видимо, не бывает).

- Учитель – предметник, психолог. Творческий человек. Он должен любить детей и свою работу. Без этого обязательного условия будет очень трудно. Наверное, отмечу здесь два ключевых момента.

Взваливать все задачи и проблемы на плечи учителя – неверный подход, и мы сейчас активно разворачиваем службу психологической помощи в системе образования. В школах должны быть психологи, люди к которым могут обратиться и ученики, и сами педагоги, и управленческие кадры.

И второе, педагогический труд всегда оттачивался опытом и стажем. Раньше, в советской системе, широко было развито наставничество. Сейчас мы возвращаем это понятие в школу, вводим такие должности как «старший учитель» и «ведущий учитель». Первые возьмут под свое крыло методическое сопровождение работы учителей. Ведущий же учитель – настоящий наставник, который всегда окажет помощь начинающим, молодым педагогам. И это будет во многом творческий процесс внутри педагогического сообщества. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Елена Герасимова

Как менялся спрос на направления подготовки в вузах в разные годы

0
1566
"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1773
На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

Василий Столбунов

0
2909
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5866

Другие новости