0
3596
Газета Образование Печатная версия

26.10.2022 18:18:00

Модели карьерной грамотности для школьников

Прежде чем решать кем быть, надо понять каким быть

Тэги: образование, ребенок, внутренняя потивация, школьники, карьерная грамотность, профессия, выбор


образование, ребенок, внутренняя потивация, школьники, карьерная грамотность, профессия, выбор Внутренняя мотивация – когда ребенок сам хочет чего-то достичь – работает эффективно, но как ее разбудить? Фото агентства «Москва»

Вопрос о карьерной грамотности школьников подняли на Всероссийском фестивале НАУКА 0+. На этот раз фестиваль проходил под девизом «Создавая будущее». На площадки фестиваля пришли читать лекции известные специалисты и ученые, состоялись дебаты молодежных команд. Прошли выставки и панельные дискуссии.

Один из докладов заинтересовал своей непохожестью на остальные. Его сделал психолог Виталий Алтухов, который работает с большими данными. Он выявил интересную закономерность: основной прогностический параметр доходов успешных профессионалов – совпадение школьных интересов с тем, чем человек занимается во взрослой жизни. Чем успешнее была деятельность человека в детстве – тем лучше складывается его карьера в дальнейшем. Казалось бы, так и должно быть, и такое утверждение не требует доказательств. Но сегодня на анализе массива больших данных все можно проверить.

Еще одна закономерность, которую выявил психолог, анализируя рынок труда и анкеты карьерно успешных людей, – набор требований со стороны работодателей к соискателю со временем меняется. Так, запрос на наличие высшего образования у претендента еще остается, но его частота явно снижается. А растет спрос на так называемые мягкие навыки – коммуникабельность, стрессоустойчивость и т.п.

Карьерный консультант – профессия, набирающая популярность сегодня. И представители ее рассказывают, что практически постоянно приходят к ним на консультацию молодые люди 25–36 лет. Многие из них говорят примерно так: «Я выбрал профессию, но это родители так хотели, чтобы я на нее шел поступать. Я поработал по этой профессии и ушел в ту сферу, которая меня манила с самого детства».

Психологи в беседе с такими людьми, испытывающими трудности в выборе профессии, обычно опираются на труды тех ученых, кто изучает способности. В этой области есть разные модели. Но многие из них сегодня продолжают развивать известную формулу профессионального выбора Евгения Климова. Модель Климова выглядит так.

«Хочу» – это интересы человека. И то, к чему лежит душа. Это желание заниматься выбранным делом. Интересы выражаются фразой «хочу знать». Устойчивые интересы часто перерастают в склонность. Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, постепенно накапливать знания, совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности. Склонности выражаются фразой «что нравится делать». Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут проявляться к одному, нескольким, многим объектам и видам деятельности.

«Могу» – это способности, возможности здоровья и профессиональная квалификация. Это уровень знаний и умений. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к ошибочному выбору. Способности – это индивидуальные возможности человека в той или иной сфере деятельности. Выделяются четыре уровня способностей. Репродуктивный – на этом уровне формируется умение усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам. Творческий человек создает что-то новое, оригинальное. Высокий – способности на уровне таланта, деятельность человека отличается принципиальной новизной и оригинальностью, нестандартным решением задач. Наивысший – человек создает что-то оригинальное, новое в области научных исследований, производства, искусства, литературы.

«Надо» – востребованность профессии на рынке труда, возможность трудоустройства. Рынок труда подобен любому другому рынку. На нем есть покупатель – «работодатель» и продавец – «работник». Товар на таком рынке – труд работника. У такого товара есть и цена – заработная плата. Ее величина зависит от спроса и предложения. Чем больше специалистов одной профессии будет на рынке труда, тем меньшую зарплату им будут предлагать. А вот труд человека с редкой профессией будет оценен гораздо выше.

Для правильного выбора профессии необходимо понимать, какие направления будут активно развиваться, какие будут новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Выбирая профессию, важно ориентироваться не только на ее спрос сегодня, но и учитывать прогноз на ближайшие пять-семь лет. И это как раз поле деятельности карьерных консультантов.

Современные исследователи, развивая формулу Климова, ведут разговор о карьерной грамотности школьника. Но проблема в том, что сегодня школьник все реже настроен учиться. Внешняя мотивация – когда ребенка заставляют родители – работает, но редко и недолго. Внутренняя мотивация – когда он сам хочет и созрел – работает долго, но как на нее выйти?

Вдобавок сегодня меняется парадигма профессионального выбора. Раньше ценилось хорошее образование, говорит Виталий Алтухов, получи его – и все у тебя будет хорошо. Сегодня все иначе. Главным вдруг стало не кем быть, а то, какие задачи решать. Какие качества и таланты реализовывать?

Школьники сегодня, даже если мотивированы на карьеру в будущем, не знают рынка труда. И вместе с родителями плетутся в хвосте трендов. Например, очень много школьников ориентируются при выборе профессии на креативные индустрии, где требуется не очень много людей. И мало ориентированы на специальности строительной индустрии, где кадры остро нужны.

В итоге вывод социологов – карьерной грамотности надо учить. Как ставить цели и как к ним идти. 


Читайте также


Киргизы не хотят терять русский язык

Киргизы не хотят терять русский язык

Виктория Панфилова

"Мягкая сила" России уступила турецкой

0
2838
"Классная" экономика серого цвета

"Классная" экономика серого цвета

Антон Зверев

Процесс "одушевления" образования нельзя оставлять на волю случая

0
1709
Репетитор теперь не роскошь, а средство обучения

Репетитор теперь не роскошь, а средство обучения

Наталья Савицкая

Среди коллег педагог ощущает себя представителем среднего класса

0
1578
Перекрасится ли Берлин в цвета "Ямайки"

Перекрасится ли Берлин в цвета "Ямайки"

Андрей Кинякин

Результаты перевыборов в столице ФРГ могут отразиться на "светофорной" коалиции

0
1686

Другие новости