0
276
Газета Факты, события Печатная версия

23.07.2025 20:30:00

Альтернативная история послереволюционной России

В Суздале представили монографию Анны Бражкиной «Авангард и «Анархия»

Тэги: авангард, футуризм, большевики, анархисты, маяковский, луначарский, дзержинский, бурлюк


авангард, футуризм, большевики, анархисты, маяковский, луначарский, дзержинский, бурлюк В суздальских Музейных палатах завязалась полемика Анны Бражкиной (справа) с владимирским историком Михаилом Бирюковым. Фото автора

В суздальских Музейных палатах в рамках фестиваля «Гастевские выходные» прошла презентация книги-исследования историка Анны Бражкиной «Авангард и «Анархия». Четыре мятежных месяца самоуправляемого просвещения». Анархист-авангардист и поэт-революционер, создавший в 1920-х ЦИТ (Центральный институт труда), Алексей Гастев, именем которого назван фестиваль, – один из множества ярких персонажей презентуемой книги.

Книга представляет собой откомментированный архив московской газеты «Анархия» 1918 года, исследование культурной политики анархистов в послереволюционной Москве. Будучи соратниками большевиков по революции, анархисты захватили в столице несколько крупных типографий и особняков и в этом пространстве перешли от политической деятельности к гуманитарной. Стартовал широкий набор экспериментальных творческих проектов: поэтические, просветительские, архитектурные, театральные, музыкальные и иные. Газета «Анархия» стала рупором и одновременно катализатором этого процесса, который шел менее полугода, но в бешеном темпе и с высокой продуктивностью.

Кроме Гастева авторами газеты – и персонажами книги – стали не только такие деятели искусства, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Казимир Малевич, Ольга Розанова, Алексей Ган, но и ныне полузабытые диковинные личности, втянутые революционным вихрем в коловращение исторических событий, как, например, Александр Святогор – «поэт-вулканист», идеолог анархизма-биокосмизма и теолог «Свободной Трудовой Церкви».

В газете анархисты кроме прочего публиковали письма Луначарскому, ставя острые вопросы, касающиеся культурной политики и практики революции, полемизировали и пикировались с левыми футуристами во главе с Маяковским. Полемика неуклонно обострялась, нарастала конкуренция, а с ней и конфронтация с большевиками. В итоге люто поссорившийся с анархистами Дзержинский пресек дальнейшее развитие процесса. Анархистское культурное пространство зачистили и освоили большевики, а участникам процесса предстояло выбирать дальнейший путь – консолидироваться с ними, эмигрировать или уходить к махновцам…

Книга – коллекция текстов культурной рубрики «Творчество» – включает в себя опубликованные стихи, декларации, полемические заметки и многое другое. Тем самым приоткрывая читателю – во всей ее многоцветной панораме – недолгое, но невероятно интересное послереволюционное анархистское культурное наследие. Помимо большого количества фотографий, издание украшает карта реперных точек анархистского пространства Москвы 1918 года – штабов, клубов, коммун. Все вместе производит впечатление некоей шокирующей альтернативной истории: пресеченные анархистские гуманитарные инициативы показывают, в каких еще поразительных направлениях могла бы двигаться культурная история России.

Встреча в Суздале закрыла серию презентаций монографии в разных городах: аналогичные акции прошли во Владимире, в Твери, несколько в Москве. Суздальскую презентацию, привлекшую интеллектуалов из многих городов России, вела член проектной команды суздальского Музея Гастева Анна Альметс, занимающаяся поисками связей Гастева с близкими ему визионерами и философами. В дискуссии активно участвовала специалистка по «второму андеграунду», московская поэтесса Ольга Ахметьева. Спонтанным сомодератором происходящего выступил Иван Голубев. Наиболее экспансивными собеседниками оказались культурные активисты из Иванова – колыбели первого Совета рабочих депутатов (каковая колыбель чуть было не стала тогда столицей СССР), а в дальнейшем – города развитого конструктивизма.

«Обожаю активистскую аудиторию! – радовалась Анна Бражкина. – В этой среде я рискнула отбросить академические условности и говорить на языке пресловутых скандальных «диспутов футуристов». Оголтело возвещала грандиозные задачи Большой Истории, призывала покончить с искусством старого мира, клеймила мэтров направо и налево, задавала публике провокационные вопросы, сбивала высокие темы низкими краеведческими подробностями… В общем, позволила себе побыть немножко Бурлюком. Надеюсь, мы со всеми этими людьми еще поработаем».

Суздаль–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Агапит в ночном пейзаже

Агапит в ночном пейзаже

Владимир Буев

И кукушка прокуковала, и «кукуха поехала»

0
498
Мир не мил, свет не бел

Мир не мил, свет не бел

Антон Аренский

Авангардизм и традиция Леонида Иоффе

0
835
«ДООС» становится историей

«ДООС» становится историей

Татьяна Зоммер

Вечер памяти Константина Кедрова прошел в Чеховской библиотеке

0
723
 ВЫСТАВКА "Илья Машков. Авангард. Китч. Классика"

ВЫСТАВКА "Илья Машков. Авангард. Китч. Классика"

0
1477

Другие новости