0
66
Газета Факты, события Печатная версия

01.10.2025 20:30:00

Прекрасное как критерий истины

Поэт из Раменского Михаил Щербина выступил в Малаховке

Тэги: поэзия, подмосковье, авангард, сюрреализм, велимир хлебников, гавриил державин


поэзия, подмосковье, авангард, сюрреализм, велимир хлебников, гавриил державин Михаил Щербина в своем творчестве сочетает абсурдизм и сюрреализм. Фото Елены Кукиной

В подмосковной Малаховке в рамках арт-проекта «Бегемот Внутри» прошло выступление Михаила Щербины, поэта из Раменского. Прозвучали стихи разных лет (от начала 1980-х до нынешнего времени), несколько стихотворений в прозе. А на бис – условно-прозаические тексты, яркие, насыщенные абсурдом и языковой игрой, с вкраплениями палиндромов и разных типов речи вроде газетных заголовков и обрывков разговоров в транспорте; они местами напоминают некоторые произведения Льва Рубинштейна, в те времена (1995 год) неизвестные Щербине. Видимо, этими идеями тогда был заряжен воздух.

Стихи Щербины отличаются стремлением к точности, а также применением разнообразных метрических форм, в том числе редко встречающихся: как будто каждая метрическая форма открывает свое окно восприятия мира, а поэт воспринимает мир вербально, и он хочет заглянуть во все эти окошки. Этим (и не только) он напоминает композитора Антона Веберна, если проводить аналогию с музыкой, – тот тоже стремился исчерпать в своем творчестве все возможные формы. Реальность «схватывается» словами непосредственно, как она схватывается зрением, слухом или обонянием. Таким образом, создание стихотворения – это акт вербального восприятия реальности (аналогично зрительному или любому чувственному восприятию); соответственно о нем можно говорить в терминах истинного и ложного (иллюзорного), отчетливого и неотчетливого.

Что такое точность как фундаментальное требование в поэзии Щербины? Это прежде всего определенность образа. Например, «заметка», лежащая на столе, может быть и газетной статьей, и написанной от руки запиской, а такая неоднозначность недопустима в поэтическом тексте, поэтому слово «заметка» – очевидная ошибка, которую следует исправить. Слово создает реальность, а реальность не терпит неопределенности.

Или другой пример (об этом был задан вопрос во второй части встречи): Щербина существенно изменил одно из стихотворений 1989 года «Мотоциклистка», но датировку оставил прежней, настаивая на том, что стихотворение осталось тем же, он его только исправил. И пояснил необходимость исправления тем, что в первоначальном варианте фигурировали «телеграфные столбы», а сейчас телеграфные столбы исчезли из нашей реальности, и образ стал неотчетливым – а это недопустимо. Самое интересное, что сами «телеграфные столбы» в тексте как раз остались («и всех телеграфных столбов перспектива / в один уцелевший нацелилась конус»), но вокруг появились знаки поглощающего времени: «уцелевший» вместо «бесконечный», «ты мчишь через город, готовый к отмене», «структуру травы контролирует Хронос». То есть поэт не заменил поврежденный временем образ, а укрепил его, поддержал подпорками. И он регулярно производит своеобразный смотр своих текстов на предмет выявления подобных повреждений, подобно тому, как садовник внимательно обходит свой сад и считает такую работу необходимой (был приведен пример Пастернака, который именно так работал со своими текстами, без жалости отбрасывая старые варианты).

На вопрос о возможной субъективности критериев улучшения текстов был ответ: «Нет». Направление к прекрасному и совершенному исключает произвол, это абсолютные ориентиры. Такой своеобразный платонизм – «прекрасное как критерий истины» – приводит к «эстетизму» как одному из терминов, названному Щербиной для обозначения своей поэтики наряду с «сюрреализмом» и «абсурдизмом».

Отвечая на вопрос о значимых для него поэтах, Щербина особо отметил Виктора Иванiва, о котором сказал, что тот завершает линию Державин–Хлебников–Введенский–Иванiв, причем последний эту линию именно закончил, и его ранний уход – это очень большая утрата для русской литературы. Также поэт отметил Дениса Новикова, обратив внимание на его поэтическую честность и трагическое восприятие мира.

Еще хотелось бы сказать о лиричности и исповедальности текстов Щербины: при погружении в них пронизывает ощущение субъективной реальности, невыдуманности этого мира – здесь можно бродить по улицам, зайти в пустой класс или на кладбище (единственное место, где, по словам Щербины, человек может остаться наедине с самим собой); этот мир наполнен запахами и звуками, здесь все можно потрогать и попробовать на вкус, ощутить одиночество этого выросшего среди книг мальчика, оказавшегося в чуждом себе и угрожающем мире. И бесстрашно встречающего этот мир своей прямой речью.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Поэма без слов

Поэма без слов

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

130 лет со дня рождения Сергея Есенина

0
348
От крымского Кара-Дага – до Красноярского

От крымского Кара-Дага – до Красноярского

Марианна Власова

Международный литературный фестиваль имени М.А. Волошина впервые прошел в Сибири

0
3633
Люди, боты, орлы, лососеди

Люди, боты, орлы, лососеди

Максим Валюх

Людской и животный мир рифмованным стихом

0
2684
Пыль на ветру и плесень на стакане

Пыль на ветру и плесень на стакане

Дмитрий Нутенко

Почему современные поэты не могут себе позволить того, что позволял Евгений Баратынский

0
617

Другие новости