0
1673
Газета День в Истории Интернет-версия

16.08.2011 00:00:00

Имена и даты. Краткие хронографические наблюдения. 16 августа

Тэги: история, искусство


история, искусство Сюжеты фольклора художник сделал зримыми в своем, узнаваемом стиле.
Иван Билибин. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. 1899

«Гладко было на бумаге,/ Да забыли про овраги,/ А по ним ходить». Это сам Лев Толстой написал. «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 г.».

4 августа по старому, 16 августа по новому стилю в 1855 году, во время Крымской войны, в которой участвовал поручик Толстой, русские войска были разбиты у Черной речки и понесли большие потери. Я процитировал текст, уже ставший солдатской песней, прошедший народную «редактуру» и устоявшийся, – в оригинале было «Гладко вписано в бумаге». У будущего автора «Севастопольских рассказов» (и «Народных рассказов», напомню) речь идет о штабной писанине, канцелярщине. У солдат – о головном знании должного и, увы, о знании вообще.

Но откуда мы, отправляясь в путь, можем узнать про «овраги» и прочие детали местности? Да из сведений, собранных в процессе ее изучения. В географии и страноведении этим искони занимались путешественники. Нередко – подлинные универсалы по характеру своих знаний. Таким был родившийся 16 августа 1603 года немецкий ученый Адам Олеарий (ум. 1671), которого позднее стали называть «голштинским Леонардо». Придворный математик и библиотекарь герцога Фридриха Голштинского, он знал русский, арабский и персидский языки и дважды побывал в Московии – первый раз в составе посольства, а второй раз по пути в Персию. Дипломатическая цель – наладить торговлю с Персией через Москву – достигнута не была. Но все виденное Олеарий тщательно фиксировал, и в итоге в 1643 году вышло «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» – исторический источник, с которым мало что сравнится.

Это не единственный след, который оставил Олеарий потомкам. Для того же герцога Фридриха он построил самый большой тогда в мире глобус, находившийся в первом в Европе планетарии. Но взор ученого был направлен не только в небо, но и в человеческую душу. Современной культурологии, которая много внимания уделяет исследованию народных ментальностей, сродни суждения Олеария о московитах. Они «не знают свободы», заметил он, но «хотят полной воли». Разницу между свободой и волей он понял одним из первых.

Вообще в книге Олеария множество отсылок к культуре разных веков и народов. Вот, например, гравюра «Шемаха» по рисунку, сделанному автором в Персии. Как тут не вспомнить нашу Шамаханскую царицу! И сегодня здесь придется кстати еще одна ассоциация. 16 августа 1876 года родился русский художник из «Мира искусства» Иван Билибин, среди многочисленных театральных работ которого есть декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». Шатер Шамаханской царицы тут как тут.

Билибин тоже был завзятый путешественник: ездил от этнографического отдела Русского музея по северным губерниям, испытал влияние тамошнего фольклора и архитектуры. Потом он создал свой особый стиль как книжный иллюстратор – оформлял, например, издания пушкинских «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о Золотом петушке». Ну а потом не золотой петушок, а, что называется, жареный петух клюнул людей искусства – и Билибин эмигрировал. А в 1936 году вернулся. Иссякла энергия противостояния большевикам. Можно и при их власти пообвыкнуть: Россия все-таки на своем месте. Узнаю тебя, жизнь, принимаю... Все оказалось слишком знакомо. Художник умер в 1942 году в блокадном Ленинграде, откуда его не вывезли. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств (вдумаемся в это словосочетание). Слопала чушка своего поросенка, как выразился в обстоятельствах, во многом сходных, умирающий Блок.

Я обмолвился выше о взгляде в глубь человеческой души. Познание ее есть тоже путешествие. Сопровождается ли оно перемещением в пространстве – уже не важно. Другой вопрос, что здесь необходим некий ресурс времени, а это, как известно, дефицит. Изо дня в день человек может заниматься чем угодно, но не главным, что может сделать только он. Так вышло у родившегося 16 августа 1969 года прозаика и кинематографиста Павла Санаева. В 90-х годах он переводил тексты к фильмам – сначала для пиратских видеокассет, потом для дубляжа, уже вполне легального. А на досуге писал. И в 1996 году в журнале «Октябрь» появилась его автобиографическая по материалу повесть «Похороните меня за плинтусом» – один из сильнейших, как мне представляется, литературных дебютов новейшего времени.

Что это такое? Воспоминание о детстве, погружение в детство – причем мальчика, без всяких преувеличений, из хорошей семьи. В самом деле: мать – известная актриса Елена Санаева (дочь актера Всеволода Санаева), отчим – Ролан Быков... Повесть не о них, а о жизни с бабушкой и дедом, которые по другой линии. «Мама променяла меня на карлика-кровопийцу (это о ком! – П.С.) и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет вишу...» Это он, восьмилетний, излагает бабушкину концепцию семейной истории. И бабушкину картину мира. Стоит за этим любовь и забота, возведенные в неизвестную математике степень и давшие в результате чистой воды тиранство. Отсюда и пожелание внука, вынесенное автором в заголовок.

Вот такая среда обитания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
951
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
509
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
512
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
460