0
7499
Газета Идеи и люди Печатная версия

17.04.2019 19:25:00

Судопроизводство как арена политического взаимодействия

Нам необходимо добиваться политического взросления гражданского общества

Алексей Кавецкий

Об авторе: Алексей Борисович Кавецкий – кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской палаты Московской области.

Тэги: судопроизводство, независимость, конституционный суд, кпрф, пенсионная реформа


судопроизводство, независимость, конституционный суд, кпрф, пенсионная реформа Фото с официальной страницы Мосгорсуда в социальной сети

В сферу нарастающего политического соперничества, противоборства вовлекаются все новые виды человеческой деятельности. Политика вышла за пределы отведенного ей историей и здравым смыслом понимания как деятельности по завоеванию и удержанию власти в узком, я бы сказал, классическом смысле этого слова. Политика как понятие приобрело поистине безграничный смысл. «Политическую составляющую» ищут и находят в решениях и событиях почти во всех областях общественных отношений. Историческая наука, география, театральное искусство, педагогика, Интернет, благотворительность, религия, музыкальные конкурсы, борьба с допингом... Публично заявлять, что «спорт вне политики», сейчас просто смешно.

Минюст в законе об «иностранных агентах» дал такое определение политической деятельности, которое даже при небольшом желании можно приписать любой общественной и экономической деятельности.

К сожалению, не миновала чаша сия и юриспруденцию, судопроизводство в частности. К тому есть, надо признать, вполне закономерные предпосылки. Первая и главная состоит в том, что юриспруденция (как, впрочем, и иные гуманитарные науки) содержит в своих выводах огромную долю субъективности. Теория знает много определений фундаментальной категории «право». Среди них есть классическое: право – возведенная в закон воля экономически господствующего класса.

В контексте этой дефиниции следует объяснять интерпретацию законов, так же как и новации в материальном праве (например, уголовном, об административных правонарушениях, налоговом и т.д.), в процессуальном (например, УПК). Сказанное в полной мере относится и к актам правосудия.

Как практикующий адвокат с 20-летним стажем могу из своей личной практики привести впечатляющие примеры того, насколько судопроизводство все теснее сближается с деятельностью органов государственного управления, становится как бы их продолжением в специфической форме. Не сомневаюсь, у каждого адвоката таких примеров немало.

Некоторые публицисты сетуют на недостаточную квалификацию судей. Абсолютно не согласен. Почитайте, например, постановления Конституционного суда. Почти каждое – по существу глубокое научно-практическое исследование того или иного юридического вопроса. А некоторые – просто уникальны. Например, мотивировочная часть постановления от 10 февраля 2017 года № 2 «О проверке конституционности ст. 212-1 УК РФ по жалобе И.И. Дадина». Много исчерпывающих, убедительных (даже если не в твою пользу) решений видел на районном, региональном уровне. Дело в чем-то ином.

Объективные судебные постановления чаще всего принимаются в тех случаях, когда сторонами по делу являются примерно равные по правовому статусу и материальному положению лица: два государственных органа, две коммерческие организации, два физических лица. Но как только такой баланс нарушается – решение может быть непредсказуемым.

Было бы большой наивностью полагать, что принцип разделения властей, в частности независимости судов, процессуальной независимости органов расследования, не соблюдается в полной мере только у нас. Эта проблема стоит повсеместно. Посмотрите, например, как легко президент США Дональд Трамп недавно сместил генерального прокурора США, обвинив его в нелояльности при принятии сугубо процессуальных решений по конкретному делу.

Были ли достаточны юридические основания у вновь избранного президента Эквадора лишать Джулиана Ассанжа гражданства этой страны? Предыдущая политическая власть в этой стране занимала совсем иную позицию. Что изменилось, кроме субъекта властвования?

Разве мы не видим подчас политическую мотивацию в юридических решениях органов власти, судов некоторых европейских государств? Политики половины мира уже обвинили российские спецслужбы в попытке убийства Скрипалей. А где юридические доказательства? Хотя и наша позиция в чем-то уязвима.

Власть всегда так устроена – она концентрирует в своих руках как можно больше компетенций. Странно было бы обвинять государство в этатизме. Сам себе по рукам разве дашь?

Можно утверждать, что сегодня, как и 200 лет назад, право в известной мере обслуживает политику и политиков. Независимость судопроизводства будет оставаться мифом (таким же, впрочем, как и принцип разделения властей) в той мере, в которой гражданское общество не осознает необходимости контроля над деятельностью своих избранников.

В этой связи меня позабавило заявление руководства КПРФ с требованием распустить Конституционный суд, отказавшийся рассматривать по существу заявление о конституционности закона о пенсионной реформе. Я думаю, такими наскоками проблему реформирования судебной системы не решить. В своей непродолжительной истории мы уже имели радикальные решения в отношении и Конституционного суда, и парламента (в сентябре-октябре 1993 года). Это решило проблему? Может быть, КПРФ следует быть более последовательной в борьбе за голоса избирателей на выборах в Думу, региональные законодательные собрания, губернаторский корпус и не разбазаривать предоставившиеся возможности, как это было, например, в Приморье в 2018 году?

Предстоит колоссальная по сложности работа – шаг за шагом добиваться политического взросления гражданского общества, его реального влияния на органы власти, судоустройство, отправление правосудия, электоральный процесс. Я, например, вижу значительный потенциал общественных палат в повышении доверия к выборам через развитие института наблюдателей.

Недавно председатель правительства Дмитрий Медведев в своей программной статье утверждал, что в России грядет «эра судов». Рассматриваю это как ясное понимание высокой роли судебной системы в политическом и экономическом развитии общества, сохранении управляемости, укреплении государственности. Уже давно известны все уязвимые точки судопроизводства, уже кое-что делается для придания судам нового, современного облика и содержания.

Некоторые шаги у меня, практика, вызывают сомнения. Например, создание дополнительных судебных инстанций – апелляционных и кассационных судов с межрегиональной юрисдикцией – по принципу судебных округов, объединяющих несколько регионов. Если единственная цель этого – вывести из-под административного и политического влияния региональные суды, ликвидировать непроцессуальное общение чиновников с судьями, то, на мой взгляд, у президента Владимира Путина имеются менее дорогостоящие и более эффективные административно-дисциплинарные возможности ослабления политического влияния субъектов государственного управления на органы правосудия.

А пока что правоведы ломают голову: что повлияло на позицию следователя, прокурора, федерального судьи, которые в течение одной-двух недель дружно и радикально поменяли на противоположное убеждение о необходимости применения к обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу и замены ее на домашний арест по одному из самых резонансных процессов, если в юридических обстоятельствах не произошло никаких изменений? Если вмешалась политика, то слава богу. На этот раз.            


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1915
Власть извлекает позитив из ностальгии граждан по СССР

Власть извлекает позитив из ностальгии граждан по СССР

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Декоммунизация улиц и ресоветизация страны сокращают электорат КПРФ

0
2621
Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Первого зампреда ЦК Афонина не было на юбилейном приеме в посольстве КНР

0
2041
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
3390

Другие новости