0
1102

01.12.2005 00:00:00

Психоистория в красках

Тэги: Вдовин, Персона, Индивидуальность, Личность


Геннадий Вдовин. Персона - Индивидуальность - Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. - М.: Прогресс-Традиция, 2005, 248 с.

Автор, директор музея-усадьбы "Останкино", искусствовед, один из самых искушенных сегодня знатоков русского XVIII века, совершенно прав: никакое это не искусствоведение. Русский портрет этого века для него - лишь повод выговорить основную мысль: личность в русской культуре, как и в любой другой, существовала далеко не всегда. В России она стала складываться только в ХVIII веке.

"Персона", "индивидуальность" и "личность" - три стадии созревания, обретения самостоятельности, которое прошло русское "Я". Книга - о том, как в русской портретной живописи отразился каждый из этапов и в чем каждый из них состоял. Сам Вдовин называет область своих изысканий "психоисторией" или "визуальной антропологией".

Для изучения истории души портретная живопись пригодна, по Вдовину, гораздо больше прочих областей культуры. В этом ей уступает даже литература, не говоря уже о философии. В художественных текстах ХVIII века "человек очень еще абстрактен, схематичен, придуман", философия и вовсе не разработана как следует. И лишь живописному образу дано уловить то, чего не чувствуют еще ни мысль, ни незрелое слово, и отразить "облик героя столетия". Искусствоведу поневоле приходится стать чуть ли не первопроходцем в изучении человека ХVIII столетия. Опытов исследования "Я" в российской культуре этого времени почти нет, ибо у историков литературы и философии нет для этого достаточно зрелого, насыщенного материала.

ХVIII веку в русской истории Вдовин придает исключительное значение. Первый век интенсивной европеизации принял на себя в нашем отечестве "функции эпохи Возрождения". Более того, стал веком "явления в России человека как такового, собственно человека". Живопись зафиксировала происходивший тогда процесс "вочеловечения" русской культуры: "отделения нововременного "Я" от средневекового "мы". Пока этого не произошло - говорить о человеке в его полном смысле, по Вдовину, нет оснований. В этом - "нерв всякого национального Возрождения, когда бы и где бы оно ни состоялось".

Последовательность Средневековье - Возрождение - Новое время - вовсе не особенность западноевропейской истории, а универсальные этапы развития "всякой национальной традиции". Это для Вдовина настолько очевидно, что ни специальных рассуждений, ни доказательств он этому не посвящает. Универсальны и характеристики этих этапов, когда бы и где бы они ни случились, сколько бы времени ни длились. Средневековье - эпоха господства нормы, родового "мы", коллективных отношений с Богом. Затем следует, выводя культуру из средневековой тьмы, "конфессиональная реформация". В русской культуре ее роль на себя принял раскол - впервые поставив человека перед личным выбором "между средневековым "Бог и мы" и нововременным "Бог и Я". И началось Новое время - "мучительная" эпоха личного самосознания. "Эра психозоя".

Правда, при этом куда-то пропадает исток процесса, задающий, по идее, смысл всей классификации - античность. Ведь это между ней и Новым временем расположилось в Европе "среднее" время - Средневековье, ее надеялось возродить Возрождение. Но о русской "античности" - за неимением, вероятно, таковой - ни слова. Да и о греческой немного. Все русское Возрождение явно возрождало что-то другое (особенно если учесть, что никакой личности с ее неисчерпаемым внутренним миром в Древней Греции, если следовать вдовинской схеме, не было). Только вот что?

Против такой периодизации отечественной истории есть что возразить. Можно спорить и с тем, что личность в ее варианте, характерном для западноевропейского Нового времени, и есть "человек как таковой, собственно человек". Вся остальная история человечества, надо полагать, - просторы безлюдья?

Но как бы ни относиться к предложенной периодизации исторического процесса, она хороша уже тем, что удерживает на себе и приводит в обозримый порядок изрядное количество материала. А материал Вдовин привлекает очень разнородный: литературу, архитектуру, историю языка и способов познания мира... История русского "Я" перерастает в историю русских смыслов "осьмого на десять" столетия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

Татьяна Астафьева

На интернет-платформе ждут инициатив от горожан, стремящихся к активному образу жизни

0
179
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
261
Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Екатерина Трифонова

Выплаты "народным судьям" не станут привлекательными

0
232
"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

Дарья Гармоненко

Мониторинговая рабочая группа подсказывает, где ожидаются сложные выборы

0
229

Другие новости