0
2105

20.09.2007 00:00:00

Эволюция Шекспира и подаренный Станиславский

Тэги: бачелис, сборник


Татьяна Бачелис. Гамлет и Арлекин: Сборник статей. – М.: Аграф, 2007. – 576 с. – (Серия «Волшебная флейта»)

Красивая и талантливая студентка ГИТИСа, которая после трагедии, приведшей к ампутации ноги, окончательно сменила арбатский дворик на книги (как она сама о себе говорила, «раньше я была самой настоящей уличной девчонкой»), Татьяна Бачелис (1918–1999) всю жизнь отдала искусству. В ее голове постоянно рождались интересные замыслы, труднореализуемые, требующие долгой, тяжелой и кропотливой работы. И для нее не существовало никаких препятствий, кроме самого главного – того, которое в 1999 году так и не дало ей довести до окончательного варианта основную исследовательскую работу «Заметки о символизме».

Бачелис интересовалась всем, никогда не останавливая внимание на чем-то одном, например театральном искусстве. Объектом ее исследования были литература, живопись, кинематограф, писала даже о популярных телесериалах┘ Но главные работы-вехи посвящены трем неповторимым Художникам – Шекспиру, Крэгу и Феллини. Конечно, был еще Станиславский, о нем Бачелис писала очень много. И Мейерхольд, которого она потом полностью «отдала» своему мужу Константину Рудницкому для его исследовательских работ. Но именно Шекспир, Крэг и особенно Феллини оказались теми фигурами, которые завораживали ее и к которым хотелось возвращаться снова и снова. Кстати, была еще одна фигура, становившаяся отправной точкой и пунктом назначения почти всех искусствоведческих размышлений Бачелис. Фигура не реальная, а архетипичная, но еще более осязаемая – Арлекин.

Итак, с одной стороны – Гамлет, с другой – Арлекин. Север и юг. Трагедия и комедия. И, конечно, их взаимопроникновение и взаимосвязь, наиболее заметные в искусстве ХХ века – искусстве, которое возвращалось к истокам, переосмысливало их, находило новые, злободневные смыслы в образах уже традиционных и, казалось бы, не раз пережеванных. Именно по такой логике и располагаются статьи Бачелис в сборнике «Гамлет и Арлекин». Мы читаем об эволюции сценического пространства; о всевозможных постановках Шекспира, в том числе – о его постановке Крэгом и Станиславским. Нам рассказывают об арлекинадах в искусстве ХХ века и тут же – об интеллектуальном театре, о творчестве Феллини┘

Сборник словно бы дает срез всех когда-либо проведенных Татьяной Бачелис исследований и рождает желание найти ее монографии о Шекспире или Феллини. Если вы откроете их, будьте уверены: окружающее на время отодвинется на второй план, станет лишь фоном, призванным оттенить головокружительную игру мысли. Перефразируя шекспировское «мир – театр, люди – актеры», мир станет книгой Бачелис, а мы – ее читателями. «Легким движением руки» автор очертит всю историю развития того или иного мотива в искусстве. Доходчиво и ярко объяснит самое сложное. Устроит для вас путешествие во времени и в пространстве – в зрительный зал Театра на Таганке или же в глубь созданного воображением Феллини мира. Вы «подслушаете» рассуждения и споры Станиславского и Крэга, каким лучше метаморфозам подвергнуть сценическое пространство. И воочию увидите картины Пикассо и Врубеля┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
1346
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
870
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
1241
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
819

Другие новости