0
3306
Газета Проза, периодика Печатная версия

15.01.2025 20:30:00

Неискушенный зритель ничего не понял

Социальный анализ, барочные танцы и погоня за ускользающим полуостровом в романе-антиутопии Антона Рамова

Тэги: проза, антиутопия


проза, антиутопия Из-за этой картины и началась катавасия. Архип Куинджи. Ай-Петри. Крым. 1890-е годы. Русский музей

Первые страницы дебютного романа Антона Рамова сначала вызывают не столько недоумение, сколько задумчивость. Во-первых, герой, странноватый молодой человек, приехал в Москву с целью поклониться вождю и отыскать собеседников для обсуждения актуальных вопросов. Деньги и другие возможности больших городов, судя по начальным главам, героя не интересуют. Мелькают упоминания картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» (ее, как вы помните, в 2019 году похитили с временной выставки в Третьяковской галерее, но потом, к счастью, нашли и вернули). Говорится о каком-то поступке (проступке?), который заставляет героя спешно, хотя и чрезвычайно неловко, заметать следы. Неужели он похититель? Или этот загадочный персонаж – всего лишь любитель искусства, и преступное его поведение читателю только кажется? Постепенно, впрочем, автор начинает показывать героя уже не наивным приезжим, а преступником. Но не опереточным злодеем, который жаждет материальных благ. И не идейным демагогом. Скорее – безумцем, чье сумасшествие копилось долго, подпитывалось жизненной обстановкой и социальными изменениями, пока, наконец, не вылилось в конкретный акт – неуклюжий и опасный «перформанс».

Итак, перед читателем разворачиваются шестнадцать коротких глав – «картин». Они «набиты» до отказа фантастическими деталями, перевернутыми с ног на голову гипотезами и отдельными, в основном тревожными, фактами из нашей жизни. Настоящее и будущее героям Рамова отчасти видятся словно в «кривом зеркале», и воспринимать что-то хорошее они могут с трудом. Да и как знать, а вдруг вся эта катавасия, показанная читателю прежде всего через мысли нездорового персонажа, – лишь дрема уставшего после «забойных» фолий барочного танцора?

2-14-02250.jpg
Антон Рамов. Крымские фолии. –
М.: АСТ, 2024. – 160 с.
(Городская проза)
В «Крымских фолиях» много эпизодов – и развернутых, и лаконичных. Их можно отнести к сновидческим. Скажем, пенсионерка Наталья Михайловна, сердобольная и гостеприимная старушка, верный читатель бесплатных городских газет и постоянный зритель ток-шоу на федеральных телеканалах, «маленький человек» XXI века, после смены власти не может найти покоя. Она видит зловещий сон, и, как предполагает женщина, он связан с будущим. Или большой блок, имитирующий радиопрограмму, посвящен не только прогнозам о жизни бумажной книги, но и страницам биографии и творчества Франца Кафки – автора, который как никто умел абсурдистски сгущать атмосферу зыбкой реальности.

Эрудиция Антона Рамова «расцвечивает» отдельные невеселые страницы романа типа подробного описания симптомов заболевания персонажа. Иронии и сарказма немало в этой книге. Но есть и места, посвященные искусству. К примеру, автор описывает барочные танцы и обильно добавляет справочную информацию, отчего глава напоминает музыкально-исторический репортаж:

«Танцовщики-мужчины вышли, зазвучала музыка. Оркестр играл «не в ногу», слишком быстро. Артисты сбились, забыли порядок движений и вместо жиги случайно исполнили гавот. Однако неискушенный зритель ничего не понял. По счастью, никто, кроме самих артистов, разницы не заметил.

(Аплодисменты)

Танцевальное мастерство очень высоко ценилось при дворе Короля-Солнце. Для человека из высшего общества это было необходимое умение. Вокальное искусство также ценилось чрезвычайно высоко и активно развивалось».

Пересказывать в деталях события романа, думаю, бесполезно. Каждый сможет зацепиться в нем за какую-то свою словесную или сюжетную «леску». И только время покажет, каким путем – сатиры, лирики или авангарда – пойдет дальше автор.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Быть притчей на устах у всех

Быть притчей на устах у всех

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 135-летию со дня рождения Бориса Пастернака

0
5053
Петит

Петит

0
2737
В небе над Ялтой ведьмы из Союза писателей

В небе над Ялтой ведьмы из Союза писателей

Юлия Бадалян

Литературная игра на мосту между ХХ и XXI веками

0
2966
Оптимизация в рамках цифровизации

Оптимизация в рамках цифровизации

Николай Калиниченко

Рассказ почти по Чехову и рассказ почти по Кафке

0
2727

Другие новости