0
1575

17.07.2003 00:00:00

Война и мир языковых игр

Тэги: язык, выражение


В "Войне и мире" есть такой эпизод, и он - не редкость для Толстого:
"- Bosse! Vincent! - прокричал Петя, остановясь у двери.
- Вам кого, сударь, надо? - сказал голос из темноты.
Петя отвечал, что того мальчика француза, которого взяли нынче.
- А! Весенняго? - сказал казак.

Имя его Vincent уже переделали казаки в Весенняго, а мужики и солдаты - в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике".

При видимой простоте эпизод чудовищно сложен для описания. Межъязыковой каламбур будет прозрачен для любого юнца, переиначивающего за компьютером на русский манер всю англоязычную лексику, но крайне темен для ученого, видящего в этих языковых играх только маргинальную практику (в лингвистике это называют "мотивированностью знака" - и смех, и грех). Меж тем мы имеем дело с каким-то универсальным языковым механизмом и эффектами, возникающими в поле онтологии.

Формулу Фомы Аквинского "Verba efficiant quod significant" [Слово действенно, насколько оно значимо] Флоренский, да и не он один, существенно дополняет - "et quomodo sonant" [подобно тому, как оно звучит (лат.)]. Цветаева: "Я вещь окончательно понимаю только через слово (собственное)". Толстовские мужики тоже окончательно понимают положение вещей через свое собственное слово - "Висеня". И это выговорившееся слово подходит к герою, как десна к зубу. Язык так тесно прилегает к конкретному событию и его чувственному образу, что исчерпывает, высасывает его звуком, запечатлевая тончайшие нюансы его внутреннего облика. В переделке имени пленного французского мальчишки звучит весна, молодость и вера в победу. В идеальном и конкретном самосвидетельствовании имя теперь отвечает сущности. По отношению к герою полным и окончательным образом выявлено, что он есть. И то, что звучит в имени, - символ состояния солдатской души. Каламбур высвобождает все то хорошее, что есть в ней. "Висеня" - весть о свободе и предзнаменование грядущей мировой и мирной участи. Он исполнился звуком, как сказал бы поэт: "И оживленный тростник вдруг исполнился звуком". Таким оживленным тростником и является француз. Звуком ведомо поэту.

Белый в таких случаях говорил о створенности фигуры и стиля с ландшафтом. Поэт вписывает свою мысль в то место, где она становится возможной как мысль о бытии, тем самым устанавливая собой имя как интерпретированный топос бытия. Как место, где явлена истина, не соответствующая чему-то вне себя положенному, а воспроизводящая явлением свои собственные основания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Казани завершилась запись Восьмой симфонии Малера

В Казани завершилась запись Восьмой симфонии Малера

Марина Гайкович

Проект осуществляет Госоркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского

0
589
Три товарища из Казахстана—русский, казах и украинец

Три товарища из Казахстана—русский, казах и украинец

Андрей Выползов

0
410
Принципиальные разногласия между правительством и Центробанком всплыли на ПМЭФ-2025

Принципиальные разногласия между правительством и Центробанком всплыли на ПМЭФ-2025

Михаил Сергеев

Министры просят Эльвиру Набиуллину отказаться от веры в 4% инфляции

0
2424
Генералы-депутаты прописывают статус спецобъектов Минобороны

Генералы-депутаты прописывают статус спецобъектов Минобороны

Иван Родин

Ядерные базы и прочие секретные места будут охранять в соответствии с отдельным законом

0
1912

Другие новости