0
1979
Газета НГ-Политика Интернет-версия

05.03.2013 00:01:00

Сплошное наказание

Тэги: сми, дороги, штраф, дтп, транспорт


сми, дороги, штраф, дтп, транспорт

Можно предположить, что между темами «безопасность дорожного движения» и «штрафы за нарушение ПДД» в их освещении в СМИ есть определенные взаимосвязи. Так, интерес к безопасности дорожного движения растет после упоминания законопроектов, касающихся данной темы. В то же время штрафы за нарушение ПДД упоминаются и обсуждаются уже после вступления в силу законов – чаще всего тема раскрывается как ответная реакция общественности. «НГ-политика» и информационно-аналитическая система «Медиалогия» проследили, как развивался интерес СМИ к данной тематике с 2003-го по январь 2013 года.
По-настоящему заметная активность в федеральных СМИ наблюдается именно с 2003 года, когда депутаты Госдумы в первом чтении приняли поправки к Закону «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.95). Было предложено запретить использование спецномеров для автомобилей и указать перечень случаев, в которых возможна установка на автотранспорте спецсигналов. В том же году начинает готовиться новый закон о правилах безопасности на дороге (был даже создан специальный подкомитет). Связано это с тем, что за 2002 год в авариях погибло, по словам начальника Главного управления ГИБДД Виктора Кирьянова, 33 тыс. человек: это рекордное число погибших за 10-летний период. Как уточнил Кирьянов, каждый шестой инцидент был на совести пьяных водителей. СМИ возвели проблему в ранг государственной угрозы.
Власти обратили внимание и на ситуацию с автошколами. По данным ГИБДД, 2 млн. россиян каждый год получали водительские удостоверения, при этом не все они знали Правила дорожного движения. В связи с этим начал разрабатываться порядок изъятия лицензий у автошкол, которые выдают права водителям, не прошедшим должную подготовку. В октябре того же года правительством России были утверждены изменения в Правилах дорожного движения. С 1 января 2004 года водителям запретили ездить на автомобиле без полиса «автогражданки» и парковаться на тротуарах. Февраль 2004 года ознаменовал собой переход к ужесточению штрафных санкций.
Кирьянов тогда заявил, что в апреле в Госдуму внесут поправки в административный кодекс. Штрафы на дорогах хотели увеличить в шесть раз. Таким образом, выезд на встречную полосу, например, собирались карать штрафом в 3 тыс. руб., а за нетрезвое вождение пришлось бы заплатить от 6 до 12 тыс. руб.
Параллельно на самом высоком уровне проводилась агитация уважительного отношения между автомобилистами: председатель Госдумы Борис Грызлов в обращении к участникам дорожного движения подчеркнул актуальность проблемы и напомнил о российском уровне ДТП. Согласно апрельской статистике того года, на дорогах России погибло более 5 тыс. человек.
  
Между тем СМИ освещали продолжающуюся полемику относительно несовершенства российского законодательства в вопросах дорожной безопасности. Тему поднял руководитель Общества защиты прав водителей Игорь Юдин, а руководитель Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Анатолий Вишневский указал на причины проблем: «Сверхсмертность россиян – это феномен не только медицинский, но и социальный», – сказал он, упомянув, что на дорогах в России гибнет людей больше, чем на войне. По сути, единственным регулятором являлись незначительные штрафы. Речь шла о 200–300 руб.
В июне о проблеме заявили уже председатель Совета Федерации Сергей Миронов и замминистра внутренних дел Александр Чекалин. Они высказались за разработку нового пакета законов.
В октябре парламентский комитет по безопасности принял решение рекомендовать Госдуме отклонить уже упомянутые поправки, ограничивающие использование на транспортных средствах госзнаков и спецсигналов. Согласно информации СМИ, комитет проявил солидарность с президентом и правительством, которые решили, что поправки не повлияют на безопасность дорожного движения.
В декабре была объявлена статистика за 10 лет: в автоавариях погибли свыше 315 тыс. человек.  Главной же новостью стало лишение водительских прав за управление машиной в нетрезвом состоянии.
В 2005 году продолжилась тенденция ужесточения штрафов (только теперь – с региональной поддержкой). Помимо этого в СМИ часто упоминалось о гибели в аварии губернатора Алтая Михаила Евдокимова, ДТП с участием Александра Иванова, сына на тот момент вице-премьера и главы Минобороны Сергея Иванова, и происшествие с премьер-министром Чечни Сергеем Абрамовым. На проблему обратил внимание президент России Владимир Путин.
Когда проблема приобрела угрожающий характер, власть озвучила намерение приступить к выполнению шестилетней программы по повышению безопасности на дорогах, на которую государство выделило 52,8 млрд. руб. Начиная со следующего, 2006  года темы аварий и штрафов за нарушение ПДД освещаются в СМИ еще более активно. Безопасность дорожного движения фигурирует в 2006 году 1241 раз – против 883 упоминаний за 2005 год; штрафы за нарушение упоминаются 871 раз – против 584 сообщений в предыдущем году.
Прежде всего в Госдуму поступили долгожданные поправки в Закон «О безопасности дорожного движения». Следует также упомянуть и о вечно актуальной теме промилле – допустимую норму планировали повысить до 0,2. После резкой критики президентом ситуации на дорогах председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев заявил о необходимости возврата балльной системы учета правонарушений. В свою очередь, правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения во главе с вице-премьером Александром Жуковым решила внести в Госдуму новый пакет законодательных инициатив. Поправки были приняты в следующем году.
В 2007-м существенное ужесточение наказаний за нарушение ПДД вызвало бурные дебаты в Госдуме. КПРФ и ЛДПР голосовали против, а автомобилисты обещали провести акции протеста.  Разговор по мобильному телефону во время езды теперь стоил 300 руб., а предел промилле равнялся 0,3. Впрочем, этими поправками законодателю важно было показать, что дело касается не только автомобилистов, но и инспекторов ГАИ: одни должны были бояться штрафов и не нарушать, другие – жалоб и соблазнов взятками.
О безопасности на дорогах в 2007 году говорили и писали намного реже, чем в 2006-м (1033 упоминания в СМИ): объясняется это, наверное, особенностями предыдущего года, когда началась федеральная программа. А вот о штрафах за нарушение ПДД в связи с новыми поправками упоминают гораздо чаще: 1149 сообщений в СМИ. В целом это подтверждает тенденцию – безопасность на дорогах регулируется государством, и главным образом инициативы власти служат информационными поводами. Вряд ли тут можно говорить о положительной динамике в освещении СМИ проблемы безопасности. Пропаганды в печатных изданиях было мало, хотя следует отметить, что на ТВ и в Интернете появляется достаточно большое количество социальной рекламы. И в то же время поводы, которые власть дает для СМИ в плане освещения темы безопасности, являются своеобразным катализатором для развития темы штрафов ПДД. Но именно в контексте реакции общественности.
Первая громкая новость 2008 года достаточно скандальна – в феврале «Мерседес» Виктора Кирьянова сбил женщину. Следствие заявило, что она пересекала дорогу в неположенном месте.
Через два месяца Кирьянов, рассказывая о российских проблемах и успехах в сфере дорожной безопасности на Генассамблее ООН отметил: «Снижение количества погибших – это основные показатели, которые используются во всем мире. У нас на 1000 людей уже меньше, это действительно победа».
СМИ освещали и технические новинки инспекторов ГИБДД, у которых появились алкотестеры и принтеры. В то же время в Москве, Московской области и Краснодарском крае начали вводить систему видеофиксации нарушений.
Однако это был год экономического кризиса, который впоследствии не мог не затронуть и сферу безопасности на дорогах. В 2009 году финансирование шестилетней целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» было сокращено на 35%. Как ни странно, сокращению подверглись расходы на строительство и ремонт дорог, установку новых дорожных знаков и подготовку будущих водителей. Это при том, что основная статья расходов программы – пропаганда ПДД.
В апреле были предоставлены данные о жертвах в автокатастрофах за последние 12 лет: 315 тыс. погибших и 2 млн. получивших увечья. О проблеме вновь заговорили как о национальной угрозе.
В июле 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев в буквальном смысле объявил войну пьяным водителям, призвав лишать их водительских удостоверений вне зависимости от содержания алкоголя в крови. Инициатива поступила от президента России Дмитрия Медведева, который в следующем году предложил лишить водителей допустимой нормы алкоголя. Поправки были приняты, год в плане интереса к тематике остался стабилен – 1407 упоминаний о безопасности на дорогах и 1058 сообщений о штрафах за нарушение ПДД.
2010-й стал годом водительского «сухого закона». Помимо этого были введены специальные терминалы, которые позволяли штрафникам быстро рассчитаться с долгами. В совокупности это дало 1107 упоминаний в федеральных СМИ темы штрафов за нарушение ПДД. А вот тема безопасности на дорогах набрала в СМИ рекордные 1412 сообщений. Однако в данном случае маловероятно влияние на медиасферу законодательных инициатив. Скорее всего интерес к теме возник после февраля 2010 года, когда на Ленинском проспекте произошла авария, в которой погибли Ольга Александрина и Вера Сидельникова и пострадали вице-президент компании ЛУКОЙЛ Анатолий Барков и его водитель.
В 2011 году стартовала программа «Десятилетие действий ООН по обеспечению безопасности дорожного движения», в рамках которой Дмитрий Медведев в Послании к ООН обнародовал следующие цифры: ежегодно на дорогах земного шара гибнет 1 млн. человек. В мае в Госдуму опять был внесен законопроект, ужесточающий использование автомобильных спецсигналов. Парламентарии не раз выступали с такими инициативами, но они отклонялись под давлением правительства РФ. Штрафы за нарушение ПДД упоминались в СМИ 1081 раз, а безопасность дорожного движения набрала 1091 сообщение.
2012 год стал рекордным для темы нарушений – 1873 упоминания в федеральных СМИ. Безопасность дорожного движения освещалась в 1282 сообщениях. Повышенный интерес к тематике имеет несколько причин.
Во-первых, в феврале первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов обратил внимание на возможность возвращения к минимально допустимому уровню алкоголя в крови – поправки в закон предлагалось вносить с учетом европейского опыта. Во-вторых, под конец года в СМИ появилась информация о том, что в отношении гаишников за 2012 год было заведено 258 уголовных и 6 тыс. административных дел. В-третьих, за год произошло слишком много громких ДТП. И, в-четвертых, ГИБДД представила концепцию программы по снижению смертности в дорожных авариях до 2020 года. Около 100 млрд. руб. предлагалось потратить на установку технического оборудования; в программу также вошло ужесточение штрафов.
Повышение штрафов как раз и стало предметом бурной дискуссии, освещаемой в СМИ. Согласно обсуждаемому сейчас проекту, планируется увеличение минимальных штрафов со 100 до 500 руб. и максимальных – с 5 тыс. руб. до 50 тыс. Помимо этого впервые может быть введена система градации штрафов в зависимости от степени алкогольного опьянения. Стоит заметить, что дискуссия по поводу законопроекта активно продолжается (в том числе в СМИ) и в 2013 году.
И это вполне понятно: по данным МВД, с 2010 года показатели смертности в результате ДТП растут – в 2012 году погибло 27 991 человек.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нефтегазовый бизнес внедряет технологии искусственного интеллекта

Нефтегазовый бизнес внедряет технологии искусственного интеллекта

Клим Легчаков

Математические методы позволяют компаниям экономить миллионы долларов

0
1098
В МЭИ создали программный комплекс оценки энергоэффективности зданий с применением цифровых двойников

В МЭИ создали программный комплекс оценки энергоэффективности зданий с применением цифровых двойников

0
227
Нерешенный жилищный вопрос стал поводом для проектирования утопий

Нерешенный жилищный вопрос стал поводом для проектирования утопий

Анастасия Башкатова

Молодые архитекторы из РФ и КНР сформулировали претензии к городским пространствам

0
1348
Утверждена стратегия реабилитационной индустрии до 2030-го

Утверждена стратегия реабилитационной индустрии до 2030-го

Ольга Соловьева

Правительство поддержит также выведение новых сельскохозяйственных сортов в РФ

0
1015

Другие новости