0
2686
Газета Non-fiction Печатная версия

01.03.2018 00:01:00

Метемпсихоз и революция

О словесности как аргументе метафизики и идеал-реализме

Тэги: философия, литература, история, николай лосский, николай бердяев, теология, вера, мистика, революция, россия


8-15-13.jpg
Николай Лосский. Философия и публицистика: Избранные статьи. – М.: Викмо-М, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2017. – 312 с.

В отечественной мысли Николай Лосский (1870–1965) остался в первую очередь автором обстоятельной «Истории русской философии» – одним из немногих по сегодняшний день объективных трудов по этой теме. Кто-то добавит к нему сочинения по этике («Условия абсолютного добра»), кто-то – книги о познании («Интуитивизм»), а кто-то, в качестве анекдота, – неуклюжую попытку соединить христианское учение с идеей метемпсихоза, переселения душ («Учение о перевоплощении»).

Но в любом случае внимание исследователей или просто любителей философии сосредоточивается в основном на «больших формах» – статьи и очерки Николая Онуфриевича практически не переиздавались. Тем самым Лосский как публицист и полемист нам мало известен, а ведь он был очень крупный философ-логик, ученик Александра Введенского…

«Изборник» в основном состоит из небольших работ по религиозным проблемам: «О единстве Церкви», «О воскресении во плоти», «Видения святых мистиков». Последняя статья особенно симптоматична, если учесть, что тема докторской диссертации философа была посвящена «Обоснованию мистического эмпиризма». Есть блок трудов на философско-психологические темы – реверанс прошлым увлечениям, а точнее, магистерской диссертации «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма». Впрочем, было бы ошибкой считать Лосского каким-то обскурантом, противником научного знания. Отрицая «позитивную научность» (научный позитивизм), он считал, что при помощи интеллектуальной интуиции возможно познать подлинные основы мира, объединив (или примирив) научное знание и веру. То, что профессор называл идеал-реализмом.

Также в книгу вошли статьи, критикующие марксизм («Какой идеал противопоставить коммунизму?») и размышляющие о современных ему социально-политических и экономических процессах (напомню, что в те годы формировалось постиндустриальное общество). Отдельно Лосский касался вопроса «о возникновении русской революции и смысле ее». Полемизируя с книгой Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» (впрочем, не упоминая имени Николая Александровича), философ писал: «Люди, не жившие в России до 1917 года и потому не имеющие представления о тогдашней русской культуре, обыкновенно воображают, будто режим царской России был варварский, жестокий, стесняющий свободу всех граждан во всех отношениях и создающий невыносимые условия жизни для рабочих и крестьян. Такой режим, думают они, неизбежно должен был привести к жестокой революции. Задача моей статьи состоит в том, чтобы отстаивать мысль, что такие представления ошибочны и что революция 1917 г. есть результат несчастного стечения обстоятельств, а вовсе не внутренней необходимости русского исторического процесса. В жизни русского государства и общества было много внутренних затруднений и недостатков, но те из них, которые могли бы стать причиною революции, постепенно преодолевались естественным процессом развития, и если бы не было тяжелой мировой войны 1914–1918 гг., революция в России не произошла бы».

Одновременно в статях прослеживается интересный диалог между философией и литературой. Лосский нередко в равной степени апеллировал в своих утверждениях и к мыслителям, и к писателям. Так, размышляя о невеселой тенденции, когда профессиональные функции доминируют в восприятии человека над его «индивидуальным своеобразием», он ссылался на нобелевского лауреата Синклера Льюиса, графа Германа Кайзерлинга и Николая Бердяева. Уделял профессор внимание и художественной прозе, описывающей мистические переживания, находя в ней дополнительные аргументы своим идеям. Литература как аргумент метафизики – это не так уж и плохо для последней. По крайней мере в таком виде философия уже не воспринимается служанкой теологии. Ведь у служанки не может быть своих аргументов.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Роман Александра Проханова «Лемнер» вызвал нешуточный политический скандал

3. Роман Александра Проханова «Лемнер» вызвал нешуточный политический скандал

Некоторые фразы из книги участники литпроцесса восприняли чуть ли не как оппозиционные

0
1241
3. «Хроники русской революции» оказались самым обсуждаемым проектом года

3. «Хроники русской революции» оказались самым обсуждаемым проектом года

Политические события в сериале Кончаловского были  лишь фоном для любовных и криминальных интриг

0
765
4. Курс истории стал обязательным для всех учащихся от школы до вуза

4. Курс истории стал обязательным для всех учащихся от школы до вуза

Предметы социогуманитарного блока начнут изучать и в инженерно-технических высших учебных заведениях

0
1089
4. Исполнилось 110 лет со дня рождения поэта, прозаика и военкора Константина Симонова

4. Исполнилось 110 лет со дня рождения поэта, прозаика и военкора Константина Симонова

Его помнят и как писателя-фронтовика, и как хранителя культурного наследия

0
1014