0
1622
Газета Non-fiction Печатная версия

11.11.2020 20:30:00

Игры с хронологией

Мировоззренческим базисом, составившим основу мифологии «некрокоммунистов», является неоязычество

Роман Шиженский

Об авторе: Роман Витальевич Шиженский – научный сотрудник Института гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», кандидат исторических наук, доцент.

Тэги: политика, религия, секты, язычество, история, россия, советский союз


политика, религия, секты, язычество, история, россия, советский союз Нужен «правильный» календарь… Константин Сомов. Новый и старый год. Обложка табель-календаря на 1905 год. 1904

Рецензируемое издание представляет собой подробное исследование феномена псевдокоммунистических групп («некрокоммунистов», «свидетелей СССР» – в трактовке авторов), получивших широкое распространение на постсоветском пространстве. Как отмечают авторы, только в России к 2020 году было выявлено свыше 50 крупных групп «некрокоммунистов» и идеологически близких к ним «живых людей» – организаций, отрицающих любые виды гражданства.

Анализируя хронологию появления на территории Российской Федерации адептов мировоззрения «живого» Советского Союза, причинно-следственные связи, позволившие успешно развиваться «некрокоммунизму», авторский коллектив предпринимает успешную попытку исторической ретроспекции и находит истоки рассматриваемого движения в идеологических концептах немецких и американских сект 1970–1980-х годов: «суверенных граждан», «рейхсбюргеров» и т.п.

По мнению Силантьева и Стрекаловой, мировоззренческим базисом, составившим основу мифологии «некрокоммунистов», является неоязычество. Данный тезис неоспорим. Возникнув в конце 70-х годов XX века, отечественный вариант младоязычества априори находится в состоянии постоянной трансформации. В ряде случаев полученный «продукт» выходит далеко за рамки традиционных для российского неоязычества дискурсов серии Blut und Boden и становится синкретическим явлением, пытающимся объединить под одним знаменателем «всё и вся», превращаясь во внесистемную копию New Age.

42-13-12250.jpg
Роман Силантьев, Ольга
Стрекалова. Некроманты наших
дней, или Обзор услуг
по оживлению людей,
организаций, государств. – М.:
Снежный ком, 2020. – 166 с.
Фактический материал, собранный авторами исследования, демонстрирует доминантное присутствие неоязыческой идеологии в мировосприятии рассматриваемых сообществ. Вот лишь некоторые примеры: подобно некоторым современным языческим группам, лидеры «некрокоммунистов» склонны к «игре» с хронологией – в деле поиска основ славянской государственности. Создается «свое время» – «правильный» календарь. Также в программных документах «свидетелей СССР» встречаются «традиционные» призывы в защиту этноса – «коренных народов», «аборигенов», фигурируют «правильные» управленческие и «научные» институты («Вече Руси», «Русская Православная Академия») и, естественно, «настоящая» история. Большое значение играет конструирование «новояза» – создание собственного языка на базе искажений, собственных прочтений принятой орфографии. Апогеем неоязыческой парадигмы становятся авторские теогония и генеалогия, ярко проявившиеся в титулярнике вождей движения.

К безусловным плюсам следует отнести и выбранную авторами систему изложения материала. Кроме главы, посвященной истории вопроса, издание включает описание основных направлений и организаций «некрокоммунистов», действующих на территории России (рассмотрено более 20 групп), приведены основные виды деструктивной деятельности «свидетелей СССР», представлен краткий словарь специфических терминов-маркеров и подборка «документов», созданных харизматическими лидерами сообщества. По нашему мнению, наиболее важной является третья глава исследования, в которой содержатся практические рекомендации и советы экспертов по противодействию деятельности религиозно-политических, коммерциализированных псевдокоммунистических групп.

Предлагаемое исследование будет крайне полезным для специалистов наук гуманитарного цикла: религиоведов, политологов, историков, социологов и всех тех, кому интересна проблематика новых религиозных движений.

 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Белорусские тюрьмы превратились в концлагеря

Белорусские тюрьмы превратились в концлагеря

Антон Ходасевич

Международный комитет констатирует факты пыток и "негуманного содержания"

0
2968
С кем конкурирует Россия на юго-востоке Европы

С кем конкурирует Россия на юго-востоке Европы

Олег Бондаренко

Турция продвигает "Османский проект 2.0", а Китай – инвестиции

0
2068
Тут же пошел ко дну

Тут же пошел ко дну

Евгений Лесин

Перевод сказок братьев Гримм, выполненный Константином Азадовским, был начат еще в 1970-х годах

0
2114
За далекий Парагвай

За далекий Парагвай

Андрей Мартынов

Своя кровь в чужих сражениях

0
246

Другие новости

Загрузка...