0
88
Газета Non-fiction Печатная версия

08.10.2025 20:30:00

Национализм, феминизм, популизм

Магистральной идеологией современного Китая служат идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой

Тэги: политика, россия, китай, си цзиньпин


политика, россия, китай, си цзиньпин Идеологемы и установки Си превалируют в общественном пространстве современного Китая. Фото Reuters

О полезности изучения китайского опыта реформенного развития у нас рассуждали еще лет 30 и более тому назад, правда, оговариваясь при этом, что специфика КНР иная, так что не все оттуда России подходит. С тех пор ситуация изменилась: Китай ушел далеко вперед, и российские власти с помощью экспертного сообщества сегодня постигают теоретические основы и опыт государственного строительства в КНР. Не исключая при этом, что некоторые китайские идеи и практики вполне могут быть осмыслены для повышения эффективности государственного управления в нашей стране.

Важным академическим шагом на этом пути стал выход этой коллективной монографии ученых Института Китая и современной Азии (ИКСА). Директор ИКСА РАН Кирилл Бабаев так разъясняет замысел и посыл книги: «Идеология на протяжении всей истории китайской цивилизации играла важную роль не только при осуществлении государственной политики, но и для формирования общественных настроений. Сегодня КПК управляет государством на основе широкого спектра идей: это и наследие философов древности, и теория марксизма-ленинизма, и новаторские доктрины, сформированные руководителями предыдущих поколений. Магистральной же идеологией современного Китая являются идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, разрабатываемые с 2012 года для целей развития самой КНР и в интересах всего человечества».

О том, как это происходит, к примеру, в китайской экономике, рассказывается в статье Ольги Борох: «В основу нового вектора экономической политики ставится та или иная идея, официально выдвигаемая Си Цзиньпином, после чего в стране проводится соответствующая ей идеологическая кампания, что позволяет теоретически и морально обосновать необходимость консолидации усилий государства, бизнеса и общества для достижения цели. Такой подход позволяет повысить мобилизационный эффект государственной политики и объяснить населению необходимость реализации тех или иных мер, что повышает эффективность экономической политики».

13-1291-1-2-t.jpg
Современная идеология КНР.
Идеи Си Цзиньпина
как основа политики Китая /
Под ред. К.В. Бабаева.
– М.: ИКСА РАН, 2025. – 324 с.
Но не все в современном Китае так однозначно, и об этой неоднозначности читатель может узнать, ознакомившись с посмертной публикацией безвременно ушедшего из жизни тонкого знатока китайской идеологии руководителя Школы востоковедения Высшей школы экономики профессора Андрея Карнеева. Как и некоторые его коллеги, Андрей Карнеев ставит под сомнение распространенную в западных СМИ стереотипную картину Китая, где будто бы доминирует заданное Компартией и лично Си Цзиньпином единомыслие, где все граждане находятся под «железной пятой» идей одного человека. Да, идеологемы и установки Си в общественном пространстве превалируют, но подспудно в КНР развиваются и несколько иные, так сказать, самодостаточные идейные течения, предпочтения и общественные настроения. Причем сфера эта со всей ее эволюцией «не в полной мере осознана и разработана синологами». И вот почему: «Сложности с изучением идейных течений и общественных настроений обусловлены чрезмерно широким полем исследования с нечеткими границами – от академических работ профессиональных философов, социологов, политологов и т.д. до выступлений известных блогеров, лидеров общественного мнения, сетевых селебрити и масс простых интернет-пользователей по интересующим общественность темам». К тому же, отмечает Карнеев, «особенности политической системы КНР не позволяют считать в полной мере достоверными и релевантными разного рода опросы и выкладки относительно идейно-политических течений и степени их популярности в обществе».

И тем не менее определенные тенденции в развитии идейно-политических течений в КНР проследить возможно, что и попытался сделать Андрей Карнеев. Например, открыв, уверен, для многих, что в последние годы десятью наиболее влиятельными течениями общественной мысли в Китае стали: национализм, феминизм, «героизм», популизм, антиглобализм, гедонизм, консьюмеризм, бюрократизм, прагматизм и антиинтеллектуализм. Причем китайские ученые на ближайшее будущее прогнозируют дальнейшее усиление влияния национализма и популизма.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Алексей Фененко

Вестфальскую систему не способны преодолеть ни классы, ни корпорации, ни общие институты

0
159
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин указал, что непрерывное продвижение китаизации религий – ключ к достижению религиозной гармонии

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин указал, что непрерывное продвижение китаизации религий – ключ к достижению религиозной гармонии

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.10.25

0
476
Китай наметил финал технологической гонки с США

Китай наметил финал технологической гонки с США

Михаил Сергеев

Пекин отказывается от политики импортозамещения

0
2033
Прыжок в сторону Луны

Прыжок в сторону Луны

Вадим Лукашевич

Отечественные программы исследований космоса пока остаются только на бумаге

0
1755

Другие новости