0
1278
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

06.04.2012 00:00:00

Предвыборная драма

Инна Симонова

Об авторе: Инна Симонова, Нью-Йорк

Тэги: опера, ньюйорк, хованщина


опера, нью-йорк, хованщина Ольга Бородина в роли Марфы (слева) и Михаил Дидук в роли Андрея Хованского.
Фото с сайта Метрополитен

Можно лишь догадываться, случайно ли совпало с митинговыми выборными страстями в России возвращение после более чем десятилетнего перерыва на сцену нью-йоркской Метрополитен-оперы «Хованщины». Труднейшей для интерпретации, исполнения и восприятия эпической «народно-музыкальной драмы» Модеста Мусоргского. В ней, как и в «Борисе Годунове», гениальный автор музыки и либретто, предвосхитивший авангардные поиски своих будущих эпигонов, обратился к очередному в российской истории смутному времени. Тогда, на излете XVII века, ненадолго установилось шаткое троецарствие наследников государя Алексея Михайловича Тишайшего: юной дочери Софьи и малолетних сыновей Иоанна V и Петра I. И страна оказалась погружена в пучину внутриполитического хаоса, усугубленного религиозным расколом, заговорами, народными волнениями и стрелецкими бунтами.

Партитура оперы, не завершенная Мусоргским в связи с его преждевременной (в 42 года) смертью и собранная воедино другом и соратником по «Могучей кучке» Римским-Корсаковым из разрозненных авторских набросков, фрагментов, эпизодов и им же оркестрованная, дошла до нашего времени в нескольких редакциях. Морис Равель и Игорь Стравинский адаптировали ее для постановки Дягилевым в Париже в предвоенном 1913 году. Наиболее приближенную к авторскому замыслу версию осуществил в 1958 году Дмитрий Шостакович для фильма «Хованщина» Веры Строевой. Именно она и исполняется с тех пор чаще всего.

Редкий гость на американской оперной сцене, «Хованщина» Мусоргского впервые появилась в Нью-Йорке в 1950 году и шла совсем недолго на английском языке. В основу нынешней постановки была положена почти что аскетическая сценография 1985 года немецкого мэтра оперной режиссуры Августа Эвердинга в декорациях китайского художника Минг Чо Ли в оригинальной русской версии, оркестрованной Шостаковичем. Впервые она шла на этой же сцене в 1999 году. Оркестром тогда управлял Валерий Гергиев, партию Ивана Хованского пел Паата Бурчаладзе, Марфы – Долора Зайик.

«Хованщина» образца февраля–марта 2012 года в музыкально-драматическом отношении получилась впечатляюще яркой и была награждена хвалебными откликами искушенной американской публики и прессы. Как написал в своей рецензии на премьеру спектакля музыкальный критик New York Times Захарий Вулф, «опера была блестяще спета, убедительно сыграна, энергично и мощно продирижирована, став одной из лучших постановок Мет в нынешнем сезоне».

«Энергично и мощно» управлял оркестром, солистами и хором австрийский дирижер Кирилл Петренко, приглашенный в будущем сезоне возглавить мюнхенскую Баварскую оперу. Впервые в истории театра он предложил для финального, шестого акта «Хованщины» – заключительного хора в сцене массового самосожжения раскольников – версию Стравинского, а не Римского-Корсакова. Она основана на хоральных песнопениях, найденных среди автографов Мусоргского, помноженных на ранее звучавшие в опере музыкальные темы. В частности, была заменена призывно-триумфально звучащая медь петровских труб на медленно затихающий, меркнущий в зареве огня хоровой гимн непримиримых старообрядцев «Господи Славы, гряди во Славу Твою».

Примечательно, что запоминающийся своей гармоничностью ансамбль главных исполнителей в нынешнем спектакле был составлен из солистов оперных театров государств бывшего Союза. Партии князя Ивана Хованского и его сына Андрея спели известнейшие украинские артисты – бас Анатолий Кочерга и тенор Михаил Дидык (это его дебют на сцене Мет). Роли раскольницы Марфы, лидера старообрядцев Досифея и утонченного западника-модернизатора князя Василия Голицына – звезды Мариинки меццо-сопрано Ольга Бородина, бас Ильдар Абдразаков и тенор Владимир Галузин. Грузинский баритон Георгий Гагнидзе предстал в образе боярина Шакловитого.

Среди новаций нынешней «Хованщины» следует упомянуть несколько «раскрепощенный» танец рабынь-персидок в тереме Ивана Хованского из четвертого акта. Он был введен в ткань спектакля французским хореографом Бенджамином Мильпье, который получил известность постановкой балетных сцен в киноленте Даррена Аронофски «Черный лебедь» (а также тем, что стал отцом ребенка актрисы Натали Портман, исполнившей в фильме главную оскароносную роль).

Дотошному российскому зрителю в нью-йоркской постановке «Хованщины» бросается в глаза некоторое несоответствие декораций и костюмов заявленной эпохе. Так, например, на старообрядце Досифее почему-то надета серая шинель, напоминающая долгополую форменную студенческую тужурку конца XIX – начала XX века, а не подрясник священника. В финальной сцене к огромному деревянному восьмиконечному кресту, стоящему посреди церкви и обложенному хворостом, стекаются старообрядцы, чтобы принять мученическую кончину. Их головы покрывают некие странного вида белые платы, даже головы мужчин, которые в при совершении церковных обрядов должны быть обнажены! В обратной перспективе предстает и сам многометровый крест: его косая перекладина – подпорка для ног Спасителя, символизирующая «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели людей, – устремлена не, как принято в православии, сверху вниз, а ошибочно – снизу вверх…

Но не будем излишне строги и придирчивы к нью-йоркской постановке «Хованщины». Музыка Мусоргского и ее прекрасное звучание в стенах Метрополитен-оперы с их лучшей в мире акустикой с лихвой перекрывает все досадные ляпы, которых, будем объективны, было совсем немного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
625
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
797
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
676
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
542

Другие новости