0
114
Газета Поэзия Печатная версия

03.09.2025 20:30:00

Болконский тонок и угрюм

Лев Толстой продолжает оставаться в фокусе внимания литераторов, и темы, поднятые им, продолжают жить в социокультурном пространстве

Тэги: поэзия, лев толстой


поэзия, лев толстой Лев Толстой – один из любимых персонажей и авторов. Леонид Пастернак. Толстой дома. Частное собрание

Современная литература любит играть с образом Толстого и с его текстами. Эта игра имеет давнюю традицию. Можно вспомнить Владимира Пятницкого и Наталью Доброхотову-Майкову, которые забавлялись стебом. Их тексты, приписываемые Хармсу, ходили в самиздате. Если советское литературоведение возводило классика на пьедестал, то они, напротив, этот пьедестал убирали. Например, если в публичном поле мифологизировалось отношение Толстого к детям, то у них яснополянец действует отнюдь не как просветитель. Приведу такой анекдот: «Лев Толстой очень любил детей. Утром проснется, поймает какого‑нибудь и гладит по головке, пока не позовут завтракать».

О Толстом писали многие авторы андеграунда: Всеволод Некрасов, Ян Сатуновский, Виктор Кривулин, Сергей Кулле, Юрий Кублановский.

Генрих Сапгир создает «Портрет Анны Карениной». Сергей Шагин, обращаясь к тому же роману, останавливается на последних минутах героини: «С придуманным Толстым колес / Не смыть кровь Анны, / Следы невыплаканных слез / Не смыть слезами /  Лица живая боль влечет / Как смерть, как даль, / Вот-вот пойму, вживусь в лицо, / Но никогда…» Строка обрывается, мысль устремляется к невыразимому: условность повествования («с придуманным Толстым колес») не отменяет художественной правды.

Совсем о другой правде свидетельствует Михаил Попов в относительно недавно вышедшей повести «Трое неизвестных». Он приводит четверостишие:

Болконский тонок и угрюм,

Понять его не удается.

Хотя его хваленый ум

Весь в том, что князь наш 

не смеется.

Это опус одной из героинь повествования, Жени, которая собралась поступать в Литературный институт. Эти стихи, а они не ограничиваются одним четверостишием – зарифмованные мысли о героях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Гончарова.

Впрочем, для многих современных авторов в фокусе внимания оказываются не содержательные, а социокультурные моменты. Это видно по медитациям Павла Лукьянова «Лев Толстой» и по стихотворению Михаила Вяткина «время подражаний закончилось».

Для последнего фигура классика превращается в метаметафору:

и фантазии не танцуют

один Лев Толстой

в нем около трех 

процентов алкоголя


– степень вовлеченности 

в процесс

квас такой ядреный

с хреном

Ядреный квас, по Вяткину, характеризует стиль писателя, а три процента алкоголя – его идеологию. Эти абсурдистские рассуждения, конечно, отличаются от хармсианы культурного подполья, хотя неизбежно отсылают именно к ней.

Снижение образа классика во многом связано с культурой постмодерна, который не знает верха и низа.

(…)

В современном мире снова стали актуальными представления Толстого о войне. Не случайно, что ведущая тема конференции, которая пройдет в ноябре в московском музее Толстого на Пречистенке, обозначена как «Лев Толстой и страницы военной истории». В связи с этим особенно значима формула о непротивлении злу силою, вокруг которой сломано немало копий. В своих полотнах ее несколько раз обыграл Олег Асиновский. В полотне «Грешна любовь безумием» он говорит о «Жизни после жизни / В непротивлении злу силою / В горячий туман / В дрожь восторженных слез». В стихотворении «Грешна любовь сквернословием» формула усложняется и доводится до абсурда: «Ибо непротивление мертвого Бога / Злу Бога живого силою / Не заставило бы их / Обосноваться оседло / В Царстве небесном / Рядом с Распятым». А в стихотворении «Грешна любовь слухом» формула, наоборот, упрощается до «непротивления злу Воскресения», где пацифизм переходит в антицерковный жест самого Толстого.

Стоит сказать, что главный пафос поэзии Асиновского связан с репрезентацией безумия. Если Толстой всегда говорит о разуме и действует в просвещенческой парадигме, то Асиновский ходит вокруг сумасшествия. Асиновский, как и Толстой, – я понимаю дистанцию между этими двумя авторами, и тем не менее, – пытается выйти за рамки художественности и говорить о том, что есть в мире. В отношении Толстого, отдельных его текстов, мы вправе сказать, что они говорят о возвышенном. Не о прекрасном, а именно о том, что больше и выше нас. Например, о небе Аустерлица. У Асиновского с прекрасным тоже непростые отношения, потому что безумие оказывается на границе между литературой и провалом в пустоту. Скольжение по поверхности теологии приводит нас на уровень мировоззрения, которое не имеет рациональной основы. Мировоззрение рифмуется с литературой – здесь существует своя система координат.

Как видим, игры с Толстым и его творчеством открывают перед современными авторами неожиданные перспективы. Но как бы там ни было, гений русской литературы продолжает оставаться в фокусе внимания многих литераторов, и многие темы, поднятые Толстым, продолжают жить в социокультурном пространстве.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Много чести из ничего

Много чести из ничего

Сатироническая смесь из записных книжек

0
2355
И вздыхает Вавилон

И вздыхает Вавилон

Борис Колымагин

Слева направо гуляет печаль, а справа налево иврит

0
508
Живописны закаты, эффектны восходы

Живописны закаты, эффектны восходы

Максим Артемьев

Максим Лаврентьев пишет про звезды и Telegram-каналы

0
732
Правда о рептилоидах

Правда о рептилоидах

Ануш Ганнибалян

Книжный праздник во Владимире соединил русский авангард и африканские барабаны

0
619

Другие новости