0
101
Газета Поэзия Печатная версия

19.11.2025 20:30:00

Петит

Тэги: поэзия, лирика


КОЛОКОЛА МОЛИТВ ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ

Средневековье оживает в стихах Седаковой. Сильно и мощно. И стильно.

Ты готов? –

улыбается этот ангел –

я спрашиваю, хотя знаю,

что ты несомненно готов:

ведь я говорю не кому-нибудь,

а тебе,

человеку, чье сердце не переживет измены

земному твоему Королю,

которого здесь всенародно венчали…

Седакова мультикультурна. Ее тропы могут увести в Китай. И не только.

У воздушных ворот, как теперь говорят,

перед небесной степью,

где вот-вот поплывут полубесплотные солончаки,

в одиночку, как обыкновенно, плутая по великолепью

ойкумены,

коверкая разнообразные языки…

Ойкумена ей родная. В любом из углов находятся близкие поэтессе огни и блики.

Розовато сияет античный мрамор.

Переливаются византийские эмали.

Глаза икон в базиликах прожигают души.

…это, разумеется, смоковница:

Дерево, Ваня, то самое, смоковницу ту

на старой книжной гравюре, на рыхлой бумаге верже

узнаёшь? Листья еще сверкают, ветки глотают свою высоту,

но время вышло. Гнев созрел. Слово в горле уже.


– Бедная! – говорю я в себе, – ты свое заслужила.

Ты масла с собой не взяла, ты терпенья в ум не вложила

и без факела выйдешь, без факела выйдешь – позор!

Китайское путешествие разворачивается мудростью:

И меня удивило:

как спокойны воды,

как знакомо небо,

как медленно плывет джонка в каменных берегах.

Родина! – вскрикнуло сердце при виде ивы:

такие ивы в Китае,

смывающие свой овал с великой охотой,

ибо только наша щедрость

встретит нас за гробом.

Щедрость – это отзвук любви. Поэзия Ольги Седаковой пропитана высотой.

Боковые башни, вежи, шпили,

каменная темнота.

Все труды, которые любили

или замышляли на века –


никель и дюраль, стремянки приставные

ростовщицы-высоты! –

нежные глаза Успенья и Софии,

о земля, и те закроешь ты? –


все труды, которые, как надо,

раскидает дикий вихрь…

Или вместе с нашими твои, Пощада,

руки не касались их?

Сильно работают колокола ее молитв.


СНЕЖНАЯ МУЗЫКА ВЛАДИМИРА СОКОЛОВА

Его произведениям присуща особая снежная тонкость. Недаром одно из опорных слов для Владимира Соколова – «снег».

Музыка снега. Просто музыка, которой поэт произносит такую благодарность, что щемит читательское сердце:

Спасибо, музыка, за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за то,

Что ты единственное чудо,

Что ты душа, а не причуда,

Что для кого-то ты ничто.

Спасибо, музыка, за то,

Чего и умным не подделать,

За то спасибо, что никто

Не знает, что с тобой поделать.

Внешняя простота стиха завораживает, как чудо, творящееся наяву. На глазах. Поэт и сам не знает следующей строки.

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Раскат смысла сильнее раската звука.

Вдали от всех парнасов,

От мелочных сует

Со мной опять Некрасов

И Афанасий Фет.


Они со мной ночуют

В моем селе глухом.

Они меня врачуют

Классическим стихом.

Нежная прелесть этих стихов течет столь естественно, что кажется: писать ничего не надо. Только слушать.

Безвестность – это не бесславье.

Безвестен лютик полевой,

Всем золотеющий во здравье,

А иногда за упокой.


Безвестно множество селений

Для ослепительных столиц.

Безвестны кустики сиреней

У непрославленных криниц.


Безвестен врач, в размыве стужи

Идущий за полночь по льду...

А вот бесславье – это хуже.

Оно, как слава. На виду.


ПОЭТИЧЕСКОЕ СОЛО ВЛАДИМИРА САЛИМОНА

Он пишет волшебной паутинкой. Легко и тонко, виртуозно. Так естественно, будто и не пишет.

Столь многочисленны черновики,

пробы пера, зарисовки.

Люди на пристани, берег реки.

Все это – лишь заготовки.


Лес почерневший, пустые поля.

Из-под глубокого снега

еле пробились на свет тополя.

Все это – не без огреха.


Звезды, планеты и так – без конца.

Зимнего солнца огарок.

Дрогнула, верно, рука у Творца.

Не обошлось без помарок.

В каждом стихотворении Владимира Салимона пульсирует обширный космос. Тут и роскошь мира, и принятие жизни. Со всеми невзгодами. Жизнь сама по себе столь щедрый дар, что с лихвой окупает все возможные каверзы.

Не бережем, не плачем.

А я, как русский барин,

что к нежностям телячьим

привык, – сентиментален.


В безжалостное время –

не левый и не правый –

душой всегда я с теми,

кто не испорчен славой.


Не ослеплен богатством.

И неизменен в вере.

Не множит со злорадством

противников потери.

Салимон декларирует верность классическим корням, без которых поэзия задохнется. В его стихах много провинции, дачных массивов, бездорожья и безнадеги.

Света нет, как будто Божье

слово не дошло сюда –

в эту глушь и бездорожье.

Но вглядись – горит звезда.

Описавши над равниной

полукруг, висит она,

с небом, словно пуповиной,

прочно соединена.

Его стихи лапидарны. Мир раскалывается на атомы, и каждый достоин восторга.

Так и запишет – по белому черным

ближе к зиме, к четвергу

глупая птица с характером вздорным

стих на снегу.


Мы будем долго за птицей носатой,

глядя в окно, наблюдать,

стих, что написан куриною лапой,

силясь понять.

Поэзия Салимона – это, на мой взгляд, поэзия счастливого человека. Человека, преисполненного жизнью и любящего жизнь.

Веришь в Бога или нет,

невозможно не признать:

колокольный звон чуть свет

это – радость, благодать.


Утром ранним в листопад,

накануне Покрова,

спозаранку выйди в сад,

жизнь где теплится едва,


вдруг услышишь вдалеке

перезвон колоколов,

отражение в реке

вдруг увидишь облаков.

Облака, текущая река. Прекрасный сад поэзии разбивает Владимир Салимон.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Бурлила старая «Юность»

Бурлила старая «Юность»

Александр Балтин

Броневики и фейерверки отечественной литературы

0
454
У нас

У нас

0
522
Каждая свеча горит по-своему

Каждая свеча горит по-своему

Ольга Акакиева

Друзья и коллеги Германа Гецевича помянули его стихами

0
686
Сорящий перлами, как мудрец

Сорящий перлами, как мудрец

Галина Щербова

Владимир Микушевич не переводил Рильке и Бодлера, а учил их говорить по-русски

0
574

Другие новости