КОЛОКОЛА МОЛИТВ ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ
Средневековье оживает в стихах Седаковой. Сильно и мощно. И стильно.
Ты готов? –
улыбается этот ангел –
я спрашиваю, хотя знаю,
что ты несомненно готов:
ведь я говорю не кому-нибудь,
а тебе,
человеку, чье сердце не переживет измены
земному твоему Королю,
которого здесь всенародно венчали…
Седакова мультикультурна. Ее тропы могут увести в Китай. И не только.
У воздушных ворот, как теперь говорят,
перед небесной степью,
где вот-вот поплывут полубесплотные солончаки,
в одиночку, как обыкновенно, плутая по великолепью
ойкумены,
коверкая разнообразные языки…
Ойкумена ей родная. В любом из углов находятся близкие поэтессе огни и блики.
Розовато сияет античный мрамор.
Переливаются византийские эмали.
Глаза икон в базиликах прожигают души.
…это, разумеется, смоковница:
Дерево, Ваня, то самое, смоковницу ту
на старой книжной гравюре, на рыхлой бумаге верже
узнаёшь? Листья еще сверкают, ветки глотают свою высоту,
но время вышло. Гнев созрел. Слово в горле уже.
– Бедная! – говорю я в себе, – ты свое заслужила.
Ты масла с собой не взяла, ты терпенья в ум не вложила
и без факела выйдешь, без факела выйдешь – позор!
Китайское путешествие разворачивается мудростью:
И меня удивило:
как спокойны воды,
как знакомо небо,
как медленно плывет джонка в каменных берегах.
Родина! – вскрикнуло сердце при виде ивы:
такие ивы в Китае,
смывающие свой овал с великой охотой,
ибо только наша щедрость
встретит нас за гробом.
Щедрость – это отзвук любви. Поэзия Ольги Седаковой пропитана высотой.
Боковые башни, вежи, шпили,
каменная темнота.
Все труды, которые любили
или замышляли на века –
никель и дюраль, стремянки приставные
ростовщицы-высоты! –
нежные глаза Успенья и Софии,
о земля, и те закроешь ты? –
все труды, которые, как надо,
раскидает дикий вихрь…
Или вместе с нашими твои, Пощада,
руки не касались их?
Сильно работают колокола ее молитв.
СНЕЖНАЯ МУЗЫКА ВЛАДИМИРА СОКОЛОВА
Его произведениям присуща особая снежная тонкость. Недаром одно из опорных слов для Владимира Соколова – «снег».
Музыка снега. Просто музыка, которой поэт произносит такую благодарность, что щемит читательское сердце:
Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.
Внешняя простота стиха завораживает, как чудо, творящееся наяву. На глазах. Поэт и сам не знает следующей строки.
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек.
Раскат смысла сильнее раската звука.
Вдали от всех парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
Они со мной ночуют
В моем селе глухом.
Они меня врачуют
Классическим стихом.
Нежная прелесть этих стихов течет столь естественно, что кажется: писать ничего не надо. Только слушать.
Безвестность – это не бесславье.
Безвестен лютик полевой,
Всем золотеющий во здравье,
А иногда за упокой.
Безвестно множество селений
Для ослепительных столиц.
Безвестны кустики сиреней
У непрославленных криниц.
Безвестен врач, в размыве стужи
Идущий за полночь по льду...
А вот бесславье – это хуже.
Оно, как слава. На виду.
ПОЭТИЧЕСКОЕ СОЛО ВЛАДИМИРА САЛИМОНА
Он пишет волшебной паутинкой. Легко и тонко, виртуозно. Так естественно, будто и не пишет.
Столь многочисленны черновики,
пробы пера, зарисовки.
Люди на пристани, берег реки.
Все это – лишь заготовки.
Лес почерневший, пустые поля.
Из-под глубокого снега
еле пробились на свет тополя.
Все это – не без огреха.
Звезды, планеты и так – без конца.
Зимнего солнца огарок.
Дрогнула, верно, рука у Творца.
Не обошлось без помарок.
В каждом стихотворении Владимира Салимона пульсирует обширный космос. Тут и роскошь мира, и принятие жизни. Со всеми невзгодами. Жизнь сама по себе столь щедрый дар, что с лихвой окупает все возможные каверзы.
Не бережем, не плачем.
А я, как русский барин,
что к нежностям телячьим
привык, – сентиментален.
В безжалостное время –
не левый и не правый –
душой всегда я с теми,
кто не испорчен славой.
Не ослеплен богатством.
И неизменен в вере.
Не множит со злорадством
противников потери.
Салимон декларирует верность классическим корням, без которых поэзия задохнется. В его стихах много провинции, дачных массивов, бездорожья и безнадеги.
Света нет, как будто Божье
слово не дошло сюда –
в эту глушь и бездорожье.
Но вглядись – горит звезда.
Описавши над равниной
полукруг, висит она,
с небом, словно пуповиной,
прочно соединена.
Его стихи лапидарны. Мир раскалывается на атомы, и каждый достоин восторга.
Так и запишет – по белому черным
ближе к зиме, к четвергу
глупая птица с характером вздорным
стих на снегу.
Мы будем долго за птицей носатой,
глядя в окно, наблюдать,
стих, что написан куриною лапой,
силясь понять.
Поэзия Салимона – это, на мой взгляд, поэзия счастливого человека. Человека, преисполненного жизнью и любящего жизнь.
Веришь в Бога или нет,
невозможно не признать:
колокольный звон чуть свет
это – радость, благодать.
Утром ранним в листопад,
накануне Покрова,
спозаранку выйди в сад,
жизнь где теплится едва,
вдруг услышишь вдалеке
перезвон колоколов,
отражение в реке
вдруг увидишь облаков.
Облака, текущая река. Прекрасный сад поэзии разбивает Владимир Салимон.


Комментировать
комментарии(0)
Комментировать