0
1017
Газета Политика Интернет-версия

14.10.1999 00:00:00

Когда мы начнем себя уважать?

Тэги: политика, правительство


ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ситуация в стране, рост сепаратистских настроений свидетельствуют, что нельзя более медлить с проведением конституционной реформы. Не проведем ее, так до бесконечности и будем наступать на одни и те же грабли да воевать с ветряными мельницами. Необходимо вернуться к первоосновам, еще раз четко определить те нормы, которые будут регулировать нашу жизнь.

Как писал русский философ Иван Александрович Ильин: "Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным..."

Сказано просто и емко. И вывод очевиден. Слишком часто в поиске ответов на возникающие вопросы мы смотрим в сторону чужих стран, пытаясь слепо копировать их формы государственного устройства.

Политическая система, ориентированная на волю и власть одного человека, не может существовать там, где никогда не ставился вопрос о ценности человеческой жизни, где всегда цель оправдывала средства и столетиями культивировался приоритет физической силы и откровенного насилия.

Президентская республика в чистом виде по определению невозможна в России до тех пор, пока не будут сформулированы хотя бы элементарные основы гражданского общества. Мы не доросли до этой формы политического устройства. Все сегодняшние наши проблемы проистекают из того, что слишком поздно поняли эту простую истину. Но пока есть еще время, надо исправить положение.

Необходимо как можно быстрее рассмотреть вопрос о перераспределении властных полномочий между президентом, Федеральным собранием и правительством. По действующей Конституции президент имеет право единолично решать вопрос о судьбе правительства. На практике именно эта правовая норма, особенно в последнее время, является главным фактором дестабилизации обстановки, зримым подтверждением известного умозаключения Никколо Макиавелли: "Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно".

Считаю, что вопрос о деятельности правительства и премьер-министра должен находиться в совместной компетенции Федерального собрания и президента. За президентом нужно оставить право вносить на рассмотрение в Госдуму кандидатуру главы правительства, исключительное же право отправлять премьера в отставку следует предоставить Госдуме и Совету Федерации. Этот механизм позволит сочетать и учитывать интересы партий, регионов и всех ветвей власти.

Полагаю целесообразным вновь рассмотреть вопрос о введении поста вице-президента.

Если два высших должностных поста будут представлены двумя самостоятельными политиками, подотчетными Федеральному собранию, то мы сможем безболезненно решить вопрос преемственности власти, ограничить влияние "серых кардиналов" - олигархов, приватизировавших ныне страну, и придать государственной системе стабильность. В этом случае любой чих президента не будет вызывать национальной паники.

Устойчивости политического курса вне зависимости от персоналий - главное, чего не хватает сегодня России. До последнего времени стыдно было наблюдать за маловразумительными телодвижениями многих высоких чиновников-федералов. То они с тем же Масхадовым обнимаются, подписывают соглашения, целуются, то предают его имя и режим анафеме. Таких примеров могу привести с добрую сотню. Нет у высшего руководства твердой политической воли, нет концепции развития страны, вывода ее из кризиса. Отсюда и шараханья в любой сфере деятельности из стороны в сторону. Почти по Ленину: "Шаг вперед - два шага назад", как это было в Чечне в 1994-1996 годах.

Ни в коем случае пост вице-президента России не должен быть чисто номинальным, как в США. По моему убеждению, вице-президент обязан возглавить Совет Федерации. Это позволит укрепить вертикаль: Центр-регионы. Не дело, когда один из губернаторов, причем невнятной политико-личностной ориентации, руководит работой сенаторов. Нарушается принцип равенства. Введение поста вице-президента - председатель Федерального собрания позволит решить и эту проблему.

Асимметрия прав субъектов Федерации - это еще одна большая проблема. Она заложена Российской Конституцией и, следовательно, через нее должна решаться. Ее неурегулированность порождает много следствий. Например, разный налоговый статус субъектов. Одни до копейки выплачивают платежи в федеральный бюджет, другие имеют особый режим. Разве это нормально? У меня есть предложение ввести единый налог, из которого определенная сумма выплачивается регионом, а остальное остается у него.

Нет сомнения, что эти предложения могут осуществляться только путем созыва Конституционного собрания, которое одно правомочно принять решение о поправках к действующей или проекту новой Конституции страны.

Я всегда был сторонником существования сильной властной вертикали. Главы субъектов Федерации обязаны быть подотчетны президенту и четко с ним взаимодействовать на основе подчиненности. При этом выступаю против попыток законодательно ограничить права руководителей регионов. Федеральная власть должна решительно вмешиваться в одном случае - если речь идет о нарушении кем-то из сенаторов законов или Конституции.

На сегодняшний день федеральный Центр лишен возможности активно влиять на губернаторов и президентов республик, многие правительственные решения не выполняются. Такое положение недопустимо. Россия все больше напоминает территорию с 89 удельными княжествами. Реальным выходом в этой ситуации является создание сильной системы местного самоуправления, имеющей стабильные источники формирования бюджета. Центр заинтересован в экономико-политическом союзе с местным самоуправлением, так как этот союз может стать цементирующим раствором государства и противостоять возможному сепаратизму отдельных региональных лидеров. Эта формула, конечно, требует дальнейшей проработки и правовой оценки, но ее жизнеспособность не вызывает у меня сомнений.

Начинается активная подготовка к двум судьбоносным для страны выборным кампаниям. Очень хочу, чтобы состав Думы качественно изменился и обновился. Слишком много сейчас депутатов, увлеченных раскруткой собственной персоны, процесс законотворчества для которых лишь повод устроить очередной скандал. Дума погрязла в пустом политиканстве и бессмысленных спорах. Многие депутаты, избранные по партийным спискам, никогда не видели (действительно, а зачем?) своих избирателей в глаза, только из газет знают об их проблемах.

Какая от деятельности подобных творцов законов реальная польза людям? Да никакая. Нашли себе щедро оплачиваемую синекуру в российской жизни, вот и чешут языками почем зря. Зато те же коммунопатриоты всегда дружно голосуют за предоставление себе, любимым, невиданных в наших условиях льгот и привилегий.

Еще на что времени у многих депутатов хватает, так это на публичные разборки и открытый мордобой. Думаю, бить друг другу морду можно и не имея депутатского мандата.

Прекрасно понимаю, что высказанная позиция друзей мне не прибавит. Но на это, если откровенно, наплевать. Просто очень хочется, чтобы во власти у нас было куда больше истинных патриотов, людей дела, так называемых трудоголиков. Хочется, чтобы наша Конституция соответствовала статусу правовой, могучей державы. Чтобы Россия на века осталась великой и неделимой, а россияне гордились своей страной. Наша беда в том, что мы ведем себя как "толстовцы": прощаем бандитов, наркобаронов, предателей, амнистируем грабящих и унижающих великий народ, терпим блудливых иудушек - говорливых бездельников, в любой час готовых продать себя и страну за тридцать сребреников. А надо одних уничтожать физически, вторых сажать на нары, третьих гнать отовсюду поганой метлой, как это делают со своими врагами, изменниками, преступниками и пустозвонами в уважающих себя странах.

Мы всего добьемся и все беды преодолеем, если как можно быстрее поймем: вопрос не в том, кто главнее и влиятельнее сейчас, не в политической принадлежности, а в том, чтобы сохранить Россию. Слишком велика вероятность того, что в следующем столетии Россия в нынешнем виде просто перестанет существовать.

Ни одному могущественному государству в истории не удалось сохраниться, если верховная власть была слаба и принуждала собственный народ и армию жить в политико-экономическом и правовом хаосе, за счет чужеземных подношений и подаяний.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
533
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
756
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
640
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
637

Другие новости