1
3167
Газета Политика Печатная версия

31.05.2013 00:01:00

"Бизнес-агентам" не до партий

Почему предприниматели как огня боятся политики

Тэги: бизнес, политика, партии


бизнес, политика, партии Бизнесменам явно не хватает представительства в органах власти. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Ни одна из 71 партии, представленных в презентованном на днях справочнике Центризбиркома (ЦИК), не представляет напрямую интересы российского бизнеса. По данным Левада-Центра, сегодня в России в сфере предпринимательства занято 6% граждан. И только 2% хотели бы заняться бизнесом. Как выяснила «НГ», в этой среде господствует страх перед любой политической деятельностью. В результате значительная часть населения не имеет прямого представительства в парламенте. Эксперты предупреждают о печальных последствиях для страны отстранения бизнес-сообщества от активного участия в политической жизни.
Партийные программы, размещенные в справочнике ЦИКа, очень похожи. Все как одна повествуют они о стремлении к демократии, свободе и процветанию. Интересы бизнес-сообщества легкими штрихами намечены в некоторых программах, но в самой общей форме, наряду с другими целями. А чаще всего не затрагиваются вовсе. Доминируют упования на государство. Например, «Народная партия России» так и называет себя – партией государственников: «Государство должно брать на себя ответственность за безопасность в обществе, а также за стабильность и жизнеспособность образования, социальной сферы, экономики и окружающей среды».
Между тем, по данным Левада-Центра, в стране официально числится около 10 млн. предпринимателей. Много лет интересы крупного бизнеса представляет РСПП, среднего и малого – «Деловая Россия» и «Опора России». По данным последней, половина обращений предпринимателей в эту организацию состоят из жалоб на чиновников. Почему «Опора» – до сих пор не партия? Вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, возглавляющий региональный совет движения, сказал «НГ»: «У нас многие считают, что такую партию можно и нужно создавать. А почему не создали? Наверное, не хватает нам организационной активности, энергии. Может, не нашелся лидер, который бы сказал: «Давайте!» Я считаю, что это надо делать, но мы не сделали...»
Отсутствие у предпринимателей собственной политической силы, говорит Сигал, «не позволяет им напрямую лоббировать интересы бизнес-сообщества на законодательном уровне: «Пять представителей «Опоры России» являются членами Государственной Думы. Но это, конечно, капля в море, и ничего мы реально сделать не можем. Да, у нас подписаны соглашения с ЕР, были в свое время подписаны соглашения с «Правым делом», планируем подписать договор со «Справедливой Россией». Но это все-таки несистемные вещи».
При этом, говорит Сигал, большинство членов «Опоры» не хотят превращения организации в партию, заявляя, что в этом случае покинут ее: «Причина – страх. У нас к предпринимателям, которые занимаются активной политической деятельностью, относятся с подозрением. Кроме страха, это еще и следствие инфантилизма российского бизнеса. Энергичные, талантливые, креативные люди, готовые создавать новые бизнесы и рисковать, когда доходит дело до политической деятельности, говорят – пусть за нас кто-то все это делает… Детскость какая-то!»
По мнению директора по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергея Алексашенко, государство наказывает бизнес, который оказывает финансовую поддержку партиям, неугодным власти: «Политическая деятельность, как и любая другая, без денег невозможна. Деньги дают спонсоры, спонсорами являются бизнесмены. В России политическая система и репрессивная система устроены таким образом, что, прежде чем дать деньги какой-то партии, бизнесмен идет и консультируется с властью. Если власть разрешает – он дает деньги. Если власть не разрешает – не дает. Мы живем в политическом болоте, но некоторым это нравится, потому что – тепло».
Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский, напомнив о «Гражданской платформе» Михаила Прохорова, воспринимаемой бизнесом как «своя», не видит перспектив у новых социально-ориентированных партий: «Все они предлагают разные варианты программы «Единой России». Но ЕР может давать реальные деньги этим социальным группам под разговор о социальном государстве. А партийные новички не могут давать деньги. Они похожи на ребят, которые пристраиваются за стенкой к чужому Wi-Fi – ЕР и Путина. И думают, что этого можно достичь, подбирая социально-консервативные пароли».
Политика Кремля, подчеркивает Павловский, породила страх перед понятием «бизнес»: «Само это занятие является сегодня основанием для подозрения. Было раньше понятие – «криминальная среда». Сейчас таковой является в глазах власти и общества предпринимательство. Поэтому и политики и, что еще смешнее, сами предприниматели пытаются скрывать это печальное обстоятельство как свое биографическое клеймо». Это ошибочная тактика, уверен эксперт, «особенно смешная в случаях с РСПП или «Опорой России», когда они претворяются большими государственниками, чем Путин». Павловский подчеркивает: «Невозможно скрыть то обстоятельство, что ты занимаешься бизнесом. Ты проиграешь в нем, если у тебя возникнет конфликт приоритетов. Ты забудешь о прибыли и начнешь думать, как понравиться господину начальнику – городскому или всероссийскому. Наша беда – смешение жанров, которое губит и политику и бизнес».
Руководство страны, указывает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, занимается некоей социальной инженерией, выращивая свой патерналистский средний класс, связанный с госкомпаниями и бюджетной сферой: «А малый и средний бизнес как потенциальный источник независимого среднего класса сознательно игнорируется. Он по определению независим, и Кремль рассматривает эту среду как потенциального и неконтролируемого агента. А стало быть, как потенциального врага».
Потери для страны, связанные с отсутствием в парламенте партий, представляющих интересы бизнеса, сказываются во многих областях. Предприниматели, ощущая беззащитность, пытаются или угодить власти, или сбежать от нее – при первых признаках «охлаждения отношений». Кроме того, цивилизованные способы разрешения конфликтов в этой среде – через суд – заменяются ориентацией на отдельные звенья властной вертикали, что и составляет основу коррупции.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Для развития биотехнологий Союзному государству понадобится помощь Китая

Для развития биотехнологий Союзному государству понадобится помощь Китая

Александр Малышев

На отраслевом форуме в Белоруссии предложено создать новую крупную российскую корпорацию

0
1430
Бригада отважных

Бригада отважных

Денис Куров

Первый отечественный спецназ — ОМСБОН — был создан на базе «Динамо»

0
1922
Беспилотная авиация станет системообразующей отраслью

Беспилотная авиация станет системообразующей отраслью

Анастасия Башкатова

Развитию рынка дронов поспособствует госзаказ

0
2763
Молочные реки уперлись в рублевые берега

Молочные реки уперлись в рублевые берега

Ольга Соловьева

Склады в РФ ломятся от сыра и сырных продуктов

0
3006

Другие новости