0
3762
Газета Политика Печатная версия

26.01.2022 20:20:00

Регионы страхуются от кремлевских реформ

Кабинет министров сделал полсотни замечаний к плану обнуления местного самоуправления

Тэги: госдума, законопроект, реформа, местное самоуправление, мсу, отзыв, правительство, регионы


госдума, законопроект, реформа, местное самоуправление, мсу, отзыв, правительство, регионы Власти субъектов РФ делают ставку на выборы вне рамок общефедерального дня голосования. Фото Reuters

В базе Госдумы утром 26 января появился отзыв правительства РФ на законопроект о местном самоуправлении (МСУ) в системе единой публичной власти. Депутаты одобрили его в первом чтении, не зная, что у кабинета министров есть около полусотни замечаний – и некоторые существенные. То есть на старте плана по обнулению МСУ разногласия возникают и в федеральном Центре, и у него – с регионами, которые формально поддержали очередную кремлевскую реформу. Но они, похоже, уже страхуются от негативных последствий или вообще пытаются ее замотать. Именно с этим, видимо, связана волна объявлений о выборных кампаниях в муниципалитетах и замене назначаемых мэров. Предполагается, что действующие власти сохранят полномочия на переходный период 2023–2028 годов. А за это время многое может измениться в соответствии с поговоркой об «ишаке и падишахе».

Госдума проголосовала за реформу МСУ в первом чтении 25 января. И в это время официальный отзыв правительства, подписанный вице-премьером Дмитрием Григоренко, на Охотный Ряд, судя по всему, уже поступил. По крайней мере его содержание профильному комитету точно было известно. Однако полсотни замечаний от кабинета министров стали бы удобным аргументом в ходе дискуссии для критики инициативы со стороны оппозиционных фракций. А потому бумажку, кажется, и придержали. Сами замечания изложены на семи листах, их палитра – от чисто технических и юридических до реально сущностных.

Среди последних следует отметить вопрос правительства по поводу переходного периода с 2023 по 2028 год: как избежать конкуренции норм двух законов о МСУ – нового и ныне действующего? Кстати, из последнего депутатам рекомендуется позаимствовать ряд статей, в том числе и по финансовым аспектам МСУ. Это явно не бьется с заявлениями, прозвучавшими 25 января в Госдуме, что 131-й закон совершенно устарел. При этом именно в сфере финансов правительство нашло ключевой критический козырь: «Предлагаемое законопроектом регулирование потребует принципиально иного механизма перераспределения доходов между региональными и местными бюджетами». Это значит, что предстоит корректировка Налогового и Бюджетного кодексов – священных коров федеральной исполнительной власти, так что быстро это сделать не получится. Правительство кинуло Госдуме и такой упрек: мол, ряд терминов и тезисов закона о МСУ не соотносится со схожими положениями закона № 414-ФЗ – о публичной власти в субъектах РФ, хотя сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников значатся авторами обоих. Это, впрочем, не более чем еще одно подтверждение, что данные законы пишутся в Государственном правовом управлении президента РФ, но его разными отделами.

Хотя поправки ко второму чтению надо представить до 23 февраля, само оно будет подготовлено явно не ранее середины марта. А это значит, что у регионов еще есть время для того, чтобы и дальше продолжить свои действия по срочному объявлению различных выборных кампаний местного уровня и ускоренной замене назначаемых мэров поселений и районов. Информация именно о таких решениях поступает из разных субъектов РФ. Уже возникают и скандалы, связанные с уклонением властей от конкретных объяснений, почему же низовые выборы нельзя провести в ближайший единый день голосования (ЕДГ), который в 2022-м будет 11 сентября. Скажем, в Челябинской области есть даже обращение по поводу выборов местных депутатов в прокуратуру, тем более что избирком вообще-то сообщил якобы о нарушении закона муниципалами, которые, дескать, вовремя не переизбрали свои советы, потерявшие правомочность еще в 2020 году.

16-3-3480.jpg
Депутат-эсэр Андрей Кузнецов на заседании
Госдумы заявил, что муниципальную
реформу заказал правящий класс. 
Фото с сайта www.spravedlivo.ru
Трудно себе представить, что такое возможно, но так же непросто объяснить и желание регионов именно в этом году проводить кампании вне рамок ЕДГ. Складывается впечатление, что это как минимум намерение каких-то элитных групп застолбить за собой органы местной власти еще хотя бы на несколько лет. Нельзя исключать, что это и некая фронда как раз со стороны муниципалов против губернаторов-варягов. Тем не менее есть и такой вариант, что это, наоборот, решения тех глав субъектов РФ, которые понимают, что из Кремля реформу продиктуют и все, а за социально-экономические результаты и политическую ситуацию в регионах все равно спросят с них. Есть также и такая версия, что какая-то часть правящей элиты просто не верит в способность федерального Центра реализовать обнуление МСУ, полагая, что оно будет или приостановлено, или вовсе свернуто, а как минимум тихо сведено на нет. То есть в соответствии с известной притчей потом не станет либо изобретателей данной реформы, либо «ишаков» – ее проводников, либо вообще, не дай бог, того самого «падишаха», которому преобразования и были обещаны.

Член политкомитета «Яблока», депутат Заксобрания Карелии Эмилия Слабунова полагает, что активность регионалов и муниципалов – «это явно не случайность, это закономерность и тенденция»: «Низовой управленческий уровень недоволен реформой, чиновники понимают, что потеряют позиции, а они заинтересованы их сохранить. И примером для всей вертикали власти служит президент, обнуливший свои сроки, теперь примерно то же пытаются сделать и внизу вертикали. Поэтому это естественное сопротивление организма управленческой системы новациям». Слабунова пояснила, что в разных регионах – различные причины и выгодоприобретатели электоральной активности, но в целом за этим, вероятно, стоят местные элиты, которые пытаются сохранить понятный инструмент для проведения нужных им решений, например, по освоению и перераспределению ресурсов, выделенных муниципальным властям. В общем, по ее мнению, «где-то за решениями стоит бизнес, где-то недовольны сами мэры, а иногда это и губернаторы».

Как пояснил «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев, «в нынешних условиях заниматься саботажем вышестоящих решений чревато, поэтому на местах понимают, что если будут протестовать, им может серьезно прилететь». Но реформа скоро заработает, хотя как раз депутатов и глав советов вроде бы обещали не трогать до момента окончания их полномочий, так что для губернаторов сейчас главное – не ломать то, что работает. «Поэтому сейчас губернаторы стремятся подложить соломки, а именно провести своих людей куда надо и тем самым отложить начало реформы у себя на территории», – отметил эксперт.

Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов заметил, что в принципе в стране несколько тысяч муниципалитетов, так что досрочные выборы нескольких десятков – это еще не лавина и не ярко выраженная тенденция. «При назначении досрочных кампаний чьей-то злой воли не видно. Да и вряд ли за этим стоят региональные элиты или бизнес. Скорее есть стремление губернаторов сохранить управляемость территорий, потому что машина реформы запущена, главы регионов боятся невнятной ситуации». А поскольку интересная особенность реформы в том, что она предусматривает пятилетний мораторий на большинство выборов после начала переустройства, то в субъектах РФ «стремятся заморозить управленческую систему, пока ситуация на местах выглядит приемлемой, то есть губернаторы стремятся сохранять стабильность». Эксперт напомнил, что за выборы мэров, гордум и даже поссоветов отвечает департамент внутренней политики региона, поэтому на эти мероприятия губернаторы явно дают добро. Сами же депутаты не имеют такой власти, чтобы организовывать свое переизбрание, тем более это относится к мэрам.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ», что «вряд ли это организованный демарш низовой системы власти, для фронды нужна соорганизация, которая здесь не прослеживается, поскольку это совершенно разные регионы и уровни выборов». Он допустил, что сопротивление новациям снизу вертикали есть, но это, похоже, «естественная реакция на возбудитель». По мнению эксперта, за досрочными кампаниями скорее всего стоят сами депутаты и главы поселений, которые любыми способами хотят сохранить свой статус, поскольку не видят в реформах ничего хорошего для себя и, наоборот, видят явную угрозу своему положению. «Для многих людей на местах депутатский статус важен – как во взаимоотношениях с начальством, если это бюджетник, так и во взаимоотношениях с проверяющими органами, если это бизнесмен. Обоснования этому есть из жизни. В Балашихе лет 10 назад произошел забавный случай: когда магазин, торгующий спиртными напитками по ночам, стали проверять, там появилась табличка, что это приемная муниципального депутата. По закону полиции запрещено заходить в такие места с проверкой, проблему после этого с проверяющими органами быстро урегулировали», – рассказал Макаркин. Так что хотя депутаты тех же сельских поселений особых прав и власти не имеют, они к своему какому-то статусу привыкли. «А там, глядишь, либо на федеральном уровне откажутся от реформы, либо сами депутаты по-другому укрепят свое положение или вовсе выйдут на пенсии», – подчеркнул он. Со стороны же губернаторов это, возможно, результат размышлений, «мало ли что может появиться в законе в качестве поправки перед вторым чтением». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как создание "новой пионерии" отражает запросы общества и государства

Как создание "новой пионерии" отражает запросы общества и государства

Сергей Рязанский

Российское движение школьников готово стать основой объединения детских организаций России

0
1528
О досудебном закрытии СМИ

О досудебном закрытии СМИ

Новые полномочия Генпрокуратуры – пересмотр общественного договора

0
2356
Лермонтов с Врубелем чуть не погубили

Лермонтов с Врубелем чуть не погубили

Ирина Котова

0
268
Закон о СМИ стал жертвой борьбы властей с иностранными медиа

Закон о СМИ стал жертвой борьбы властей с иностранными медиа

Иван Родин

В Госдуме предложили журналистам судиться с Генпрокуратурой уже после отмены госрегистрации изданий

0
2266

Другие новости