0
3180
Газета Политика Печатная версия

23.06.2022 20:29:00

Общественные наблюдатели станут политическими дружинниками

Поддержание порядка в информационной сфере включает в себя и работу на выборах

Тэги: выборы, голосование, общественный контроль, общественные штабы, регионы

On-Line версия

выборы, голосование, общественный контроль, общественные штабы, регионы Штабы по общественному наблюдению с 2020 года стали местом сбора для всех провластных активистов. Фото с сайта www.opno52.ru

В Общественной палате (ОП) Российской Федерации 27 июня пройдет заседание Координационного совета (КС) по общественному контролю за голосованием. Как раз сейчас в регионах страны возобновляют работу общественные штабы (ОШ) по наблюдению на выборах. И выяснилось, что в ряде субъектов РФ ОШ не были расформированы в межвыборный период, а в некоторых и вовсе действовали постоянно. В экспертной среде не исключили, что этих провластных наблюдателей в перспективе могут переквалифицировать в неких «политических дружинников». Они помогут профильным правоохранительным органам наводить и поддерживать порядок прежде всего в информационной сфере, где и происходит противоборство власти и оппозиции. А избирательные кампании для таких оперотрядов останутся лишь одной из приоритетных задач.

КС общественных наблюдателей при ОП РФ действует под эгидой этой структуры и опирается на сеть региональных ОП. Таким образом, с материально-техническим и организационным обеспечением у провластных общественников проблем нет. Статус у них тоже складывается достаточно высокий, не секрет, что во многих субъектах РФ в местные ОП власти делегируют не просто политпенсионеров и ветеранов общественной сферы, а реально активных лоялистов или даже охранителей. За включение ОШ в общую структуру гражданского активизма отвечает ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ).

Там, например, заявляют, что в этом году сильно вырастет роль ОШ, где общественность, эксперты и партии вместе и обсуждают этапы избирательных кампаний, и разбирают различные проблемные случаи. Напомним, что там еще и готовят кандидатов в наблюдатели за выборами, опираясь на норму закона о том, что одним из субъектов их делегирования на участки являются федеральная и региональные ОП.

По информации НОМа, теперь общественных наблюдателей можно будет направлять не только в низовые комиссии, но и в вышестоящие.

Напомним, что нынешние ОШ в виде более жесткой интерпретации успешного московского опыта стали открываться по стране в 2020 году. Они участвовали в конституционном плебисците и едином дне голосования. А уже в 2021 году в ходе думской кампании приобрели весомое значение. Как не раз писала «НГ», ОШ были созданы даже не столько для наблюдения, сколько для трансляции правильной картинки выборов и противостояния так называемым оппозиционным фейкам о нарушениях и фальсификациях. С этой работой они в целом справились, чем открыли для себя широкие перспективы.

И вот теперь из предстартового отчета НОМа выяснилось, что если в части регионов ОШ открываются как бы заново, но в некоторых их деятельность просто была приостановлена на выборное межсезонье, так что сейчас они подключаются к кампаниям практически мгновенно. А в ряде субъектов РФ, например в Псковской, Тверской, Ярославской областях, в Удмуртии и Северной Осетии, они вообще действовали непрерывно. Утверждается, что ОШ тут стали дискуссионными площадками, на которых эксперты и партии организовывали публичное обсуждение тех или иных электоральных тем. Однако на самом деле только этим они не ограничивались – провластные активисты продолжали информационное противодействие оппозиции, которое после начала спецоперации лишь усилилось.

Поскольку федеральное руководство системы ОШ явно считает практику данной группы регионов примером для всех остальных, то можно предположить, что в перспективе возможна реализация плана по преобразованию общественных наблюдателей в своего рода политических дружинников, то есть в некие отряды добровольцев, которые помогали бы правоохранительным органам поддерживать порядок на улицах. И если прежде вся деятельность ОШ сводилась к опровержению нелицеприятных фактов о выборах, то ныне большее значение имеет именно медийная составляющая любых политических кампаний. А с учетом пристального внимания соответствующих силовых структур, которые представляют собой, по сути дела, политическую полицию, к пацифистским выступлениям и деятельности иноагентов, следует констатировать, что ОШ в принципе будет чем заняться и помимо электоральных мероприятий.

Эксперт по выборам Андрей Бузин пояснил «НГ»: «В истории страны было множество псевдообщественных организаций, в том числе и по наблюдению за выборами. Они изначально были либо созданы самой властью, либо ею курировались, но в любом случае, судя по всему, и финансировались. Эти организации занимались якобы наблюдением, а на самом деле у них были две задачи: политическая поддержка партий и кандидатов от власти и создание информационного противовеса оппозиционным наблюдателям». Но сейчас, по его словам, выборы все больше приобретают имитационный характер, а значит, следует «обеспечить имитацию наблюдения», вот эту роль и исполняют ОШ. Скажем, они постоянно находят мелкие нарушения – например, муж и жена вместе вошли в одну кабинку, а это нарушение тайны голосования. «То есть все делают для того, чтобы подсветить честный характер выборов, показать, что заявления о фальсификациях преувеличены, а нарушения носят номинальный характер. Этих антиподов независимым наблюдателям и активистам вполне можно назвать политическими дружинниками», – заметил Бузин. И он напомнил, что это в российской традиции – создавать для власти различные структуры поддержки, к примеру, в Российской империи были черносотенцы. По его словам, как только у людей ослабевает доверие к какому-то из госинститутов, создаются псевдообщественные организации для его подпорки. Упало доверие к партиям – появился ОНФ, падает доверие к выборам – создаются ОШ. Они запросто смогут отслеживать информационную активность оппозиции, бороться с ней в медийном поле.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев сказал «НГ», что на первый взгляд в деятельности ОШ «пока ничего подозрительного нет, обучать наблюдателей заранее – это вполне естественно». Однако, заметил он, «нужно понимать, что, по сути, эти штабы хотя и общественные, их основная задача не выявление нарушений, а как раз политическая – легитимизация выборов». Как считает Калачев: «Основной смысл их деятельности в том, чтобы доказать, что у нас выборы эталонные, прозрачные, открытые, конкурентные и честные. Поэтому и люди туда рекрутируются как помощники власти, а значит, при желании их можно использовать и для других целей и задач. Неизвестно, будут ли они мониторить политактивность в Сети, но логика подсказывает, что в интересах провластного общественника будет поддержание политической стабильности в межвыборный период. Чем конкретно они будут заниматься, предсказать сложно, но послушные, готовые на все активисты универсальны в возможностях их применения. Направления же будут формироваться исходя из текущей необходимости и актуальных приоритетов. Например, во время спецоперации это одни приоритеты, в другие времена – другие. Поэтому их скорее всего можно назвать и политическими дружинниками, которые поддержат общественно-политический правопорядок». 

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что хотя штабы носят название общественных, они, по сути, являются госструктурами, так что на дружинников они не слишком похожи. «Поэтому ОШ скорее будут наполнены подобранными сотрудниками, которые станут вести текущую работу с избирателями и отслеживать на постоянной основе их настроения», – считает эксперт. Он обратил внимание, что в ОШ обычно входят не только аппаратчики, но и технологи. Так что Макаркин не исключил, что постоянно действующие штабы займутся информационной повесткой в своих регионах, особенно касающейся выборов, будут вести контрпропаганду, действуя через лидеров общественного мнения и местные СМИ. Но вот бороться с оппонентами власти и оппозицией в целом на правоохранительном и судебном уровнях они вряд ли будут. За ними остается только информационное пространство. «Именно политических дружинников не будет, это будут чисто аппаратные структуры, созданные под нужды власти, а в аппарате у нас, как правило, не любят излишне идеологизированных и конфликтных», – подчеркнул Макаркин.


Читайте также


Спецоперация не меняет внутреннюю политику, а форматирует ее

Спецоперация не меняет внутреннюю политику, а форматирует ее

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Вертикаль власти пытается совместить указание президента и предвыборную реальность

0
1169
Территориальное неравенство в России сократить не удается

Территориальное неравенство в России сократить не удается

Анатолий Комраков

Рост трансфертов и стратегических документов не меняет положение субъектов Федерации

0
1126
Белорусы не хотят бросаться под танки

Белорусы не хотят бросаться под танки

Дмитрий Тараторин

Перспектива участия в спецоперации обостряет противоречия в белорусском обществе

0
2297
Константин Ремчуков: Си Цзиньпин начинает чистку рядов и критикует «небольшую группу гегемонов»

Константин Ремчуков: Си Цзиньпин начинает чистку рядов и критикует «небольшую группу гегемонов»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 27.06.22

0
1991

Другие новости