В городе Ревда Свердловской области 18 мая завершилась неделя досрочных перевыборов местных депутатов.
Фото с сайта www.opso66.ru
Ситуация в Ревде (Свердловская область) политически была разогрета по максимуму, но досрочные выборы гордумы выиграла «Единая Россия», взяв 19 мест из 20. Последнее досталось ЛДПР, подтвердив ее статус партнера партии власти. Левые – КПРФ и «Справедливая Россия – за правду» (СРЗП), которые прежде контролировали половину депутатов, потеряли все. Коммунистам как будто не помог, а наоборот, помешал скандал со сносом памятника Ленину. А против эсэров как бы сыграло то, что их спикер и подвел гордуму к самороспуску. Выборы в Ревде стали модельными, показав, что административный ресурс останется основным электоральным инструментом.
Как выяснила «НГ», по двум округам коммунисты готовят иски в суд. Они требуют отменить результаты по этим округам, поскольку там бюллетени, выданные для досрочного голосования, якобы «были сброшены в общий котел с основным голосованием». В партии заявляют, что выборы в Ревде прошли нечестно, кампания «была превращена в нескончаемый поток грязи и лжи в адрес кандидатов от КПРФ».
Напомним, что на перевыборы гордумы уральского города вышли все пять парламентских партий. Кроме коммунистов, о махинациях теперь заявляют и «Новые люди». Например, один из их кандидатов уже вроде бы обратился в полицию с заявлением о возможном подкупе избирателей. В местной прессе действительно проходила информация, что работники бюджетной и металлургической сфер жаловались на принуждение к досрочному голосованию «под отчет». Однако, хотя ситуация в Ревде была политически разогрета и даже перегрета, ЕР одержала там тотальную победу.
А досрочное голосование на этих компактных муниципальных выборах было растянуто на неделю – с 10 по 17 мая. Чтобы, мол, на участки пришли те избиратели, которые 18 мая не смогут до них добраться по уважительным причинам. В итоге из общей явки в 30,66% досрочно было отдано 15,68% голосов. В ревдинскую гордуму избиралось 20 депутатов по пяти многомандатным округам.
Напомним, что Ревда – это достаточно крупный промышленный центр Свердловской области, в этом городе 60 тыс. жителей. Прошлые выборы гордумы проходили в 2021 году на фоне федеральной кампании. И тогда ЕР взяла лишь 10 мест, 6 мест оказалось у КПРФ, еще 4 – у СРЗП. Самороспуск же гордумы стал результатом политического конфликта, заблокировавшего гордуму, из-за скандальной истории со сносом памятником Ленину с главной площади (см. «НГ» от 16. 04. 25).
Как подтвердил «НГ» депутат Заксобрания Свердловской области Александр Ивачев – первый секретарь обкома КПРФ, имеются основания для отмены результатов по двум округам. Тотальную победу ЕР он объяснил именно «досрочкой»: «Мы потребовали пересчета бюллетеней досрочников на всех участках, и выяснилось, что среди них у ЕР от 80% до 90%, остальные размазаны по другим партиям». Кстати, показатели единственного депутата от ЛДПР в досрочном голосовании такие же высокие, как и у единороссов. По наблюдениям Ивачева, депутатами стали «бюджетники и представители финансово-промышленных групп». Кстати, последние, предположил он, видимо, и связаны со скандалом вокруг памятника Ленину. «Городская администрация фактически срослась с представителями бизнеса», – заявил он «НГ».
Ивачев не сомневается, что на тотальную победу ЕР в Ревде дали карт-бланш региональные власти: «Это политический манифест со стороны власти – дескать, получайте то, чего вы достойны». При этом, по мнению коммуниста, в ревдинские выборы были «влиты беспрецедентные средства», он напомнил, что только официально было потрачено 12 млн руб. из бюджета. И эти выборы, настаивает Ивачев, специально не стали проводить в единый день голосования, чтобы можно было засушивать явку. Напомним, что 14 сентября в Свердловской области состоятся выборы нового губернатора. Впрочем, остается и вопрос к самим коммунистам, которые, выходит, или не смогли мотивировать свой электорат, или по каким-то причинам не захотели вступить в настоящую борьбу. Возможно, ленинский скандал на самом деле не стал поводом для роста протестных настроений, скажем, потому, что был слишком слабым для того, чтобы заставить горожан отказаться от привычки к абсентеизму, замешанному на полном неверии в способность местных депутатов решать какие-либо проблемы.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что «в Ревде действительно проявилась живая политика». «Все было как в 90-е годы, разгорелась реальная борьба, в ходе которой применялись те же технологии, что и тогда. Например, провокационные плакаты против оппозиции. Было такое ощущение, что и сами местные власти пожар намеренно тушили керосином. А все, видимо, потому что выборы в Ревде – модельные, они были нужны для отчета в Москву. Дескать, было трудно, но мы победили», – пояснил он. По мнению Калачева, хотя в Ревде выиграла муниципальная власть и элитные группы, которые имеют там финансово-экономические интересы, прежде всего победа будет интерпретирована как достижение врио губернатора. Ведь ему и отчитываться перед федеральным Центром. «А раз город теперь приведен к общему знаменателю, политическая картина в нем больше не отличается от большинства муниципалитетов в стране, то, значит, и ситуация на территории полностью управляема», – подчеркнул Калачев.
Он считает, что оппозиции было сложно, поскольку власть сознательно сушила явку, а общеизвестно, что на «досрочку» в основном приходит лояльный и зависимый от власти электорат. «Очевидно теперь и то, что ЛДПР – это младший партнер власти, потому партия и получила место. Тем более что ей прочат второе место в Госдуме, а стало быть, нужны знаковые победы в регионах», – сказал Калачев. Однако главным фактором победы ЕР он назвал «разочарование и неверие граждан в выборы, которые в глазах людей стали инструментом консервации власти, а не перемен в ней». «Наверное, выборы в Ревде станут ориентиром, модельными для всей страны. Дескать, вот так ЕР можно побеждать даже в условиях активной оппозиции. Отличие будет лишь в том, что на региональных и думских выборах явка будет в два раза больше», – предположил он.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что прошлые выборы в гордуму Ревды прошли «в другом мире», где еще не было СВО. Сейчас против оппозиции сыграл и фактор сплочения вокруг власти, а также и то, что на муниципальных выборах явка традиционно ниже, чем даже на губернаторских, не говоря уже о федеральных. «Лояльный и зависимый электорат никуда не делся, он приходит на выборы дисциплинированно. А критический избиратель как раз и не пришел. И из-за низового уровня выборов, и потому, что думские выборы, с которым избрание депутатов в Ревде ранее были соединено, в целом более политизированные. Там громко звучат названия партий, их лейблы привлекают к себе внимание. А муниципальные выборы вообще традиционно более деполитизированы, на них ходят пенсионеры и бюджетники. Да и требования у людей к разным депутатам различаются: на муниципальном уровне население хочет слышать не о политике, а о решении бытовых вопросов. Так что на предыдущих выборах люди по инерции голосовали за оппозицию, а здесь этого просто не было» – пояснил Макаркин.
И конечно, уверен он, свою немалую роль играет и общей абсентеизм избирателей, который торжествует в последние годы – и в связи с внешнеполитической ситуацией только обостряется. И это правда, что люди также не верят, что какие-то депутаты что-то решают. Что же касается возможной модельности ревдинских выборов, то на это Макаркин ответил «НГ» так: «Для муниципалитетов по всей стране это действительно станет моделью. Но для выборов в заксобрания и тем более в Госдуму такой сценарий уже не пройдет. Там и групп интересов побольше, есть и договоренности между партиями и администрациями. Кроме того, там всегда выше явка, что автоматически повышает результат оппозиционных партий. И наконец, Госдума и многие заксобрания сохраняют смешанную систему избрания депутатов, а у оппозиции всегда больше шансов набрать голосов по партспискам, чем по одномандатным и многомандатным округам».