0
15001
Газета Наука Интернет-версия

26.03.2014 00:01:15

Александр Яковлев: «Видимо, нельзя «подписываться» под идеей сохранения АН целиком как единой структуры»

Тэги: наука, академия, ран, яковлев, документ


наука, академия, ран, яковлев, документ Александр Яковлев был одним из тех советников, к которым прислушивался президент СССР Михаил Горбачев. Фото © РИА Новости

Публикуемый ниже документ – записка Александра Николаевича Яковлева президенту СССР Михаилу Горбачеву – был подготовлен в драматический период истории Российской академии наук. Советскому Союзу оставалось жить чуть больше месяца – 8 декабря 1991 года были подписаны Беловежские соглашения о прекращении существования СССР. Для Академии наук СССР (АН СССР) именно в эти дни решался вопрос: под чью юрисдикцию – Союза ССР или РСФСР – ей перейти. С 21 ноября 1991 года указом президента РСФСР Бориса Ельцина была воссоздана Российская академия наук как высшее научное учреждение России.

Академик по Отделению проблем мировой экономики и международных отношений Александр Яковлев предлагает свое видение дальнейших перспектив институционального устройства отечественной академической (фундаментальной) науки. Любопытно, что уже в середине 1990-х годов риторика Александра Яковлева изменилась, и он больше не призывал к тому, чтобы «Академии должны быть переведены в статус общественных организаций…». Тем не менее через 22 года предложения Яковлева по реформе РАН были реализованы – 30 сентября 2013 года вступил в действие Федеральный закон 253 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук…». На завтрашнем заседании Общего собрания РАН этот факт будет скорее всего зафиксирован и в новом уставе Академии наук.

Нам показалось полезным напомнить истоки нынешней академической реформы.

Редакция «НГ-науки»


«Михаил Сергеевич,

На мой взгляд, рано или поздно, но придется отделить вопрос о будущем науки в СССР, включая фундаментальную, от вопроса о судьбе того Министерства по делам науки, каким является АН СССР.

Разумеется, каким бы ни был дальше Союз, науку надо всячески поддерживать. Но, во-первых, способов и путей для этого много, и совсем не обязательно отождествлять заботу о развитии науки с сохранением АН и созданием для нее защищенных от рынка условий.

Во-вторых, признавая свой объективный статус отнюдь не сверхдержавы, а развивающейся страны, мы должны сделать выводы и в плане поддержки науки. Пестовать надо то, что конкурентоспособно на мировом рынке сегодня и обеспечит нашу конкурентоспособность завтра. Для этого как минимум надо знать такие темы, проблемы и направления.

В-третьих, в львиной пропорции вся наша фундаментальная наука – не более чем придаток ВПК. Не случайно же проигнорировали в свое время практически почти все, что с ВПК не связано, но что сегодня определяет состояние и прогресс мировой науки, ее отдачу для человека.

То есть, если по-настоящему думать о будущем страны, вкладе в него науки, о самой науке, то вывод может быть только один: вся организация науки вообще и системы ее государственной поддержки в частности должны претерпеть глубочайшие преобразования. Пока именно этому система АН СССР сопротивляется.

Основные направления такого преобразования:

а) ликвидация общесоюзного министерства по делам науки в любой форме; полное отделение науки от государства;

б) поощрение в сфере науки рыночных механизмов, конкуренции и состязательности;

в) поддержка конкретных программ и направлений научных исследований, а не тех или иных организаций и институтов как таковых;

г) полный отказ от поддержки любых институтов, которые существовали бы только за счет госбюджета;

д) предоставление государственных ассигнований только или по преимуществу на соревновательной основе;

е) стимулирование (налоговыми льготами) заинтересованности промышленности в использовании достижений науки и в прямом ее финансировании, особенно фундаментальных работ (но опять-таки конкретных работ, а не институтов);

ж) последовательное проведение принципа демилитаризации науки и научных исследований; финансирование необходимых работ из бюджета заинтересованных организаций;

з) выделение государственных субсидий под ценные, доказавшие свою потенциальную результативность разработки не только «чисто» научным учреждениям, но и университетам, высшей школе вообще, промышленным предприятиям и фирмам любого статуса (государственным, кооперативным, частным), а также отдельным лицам;

и) введение порядка, при котором государство задним числом покрывало бы полностью или частично расходы на исследовательские работы, принесшие уникально ценные результаты – независимо от того, кем такие расходы были осуществлены.

Конечно, этот перечень далеко не полный. Но главное – понимание того, что науку движут не министерства, а личности. Необходима поддержка таких личностей (конечно, при контроле и подкреплении их претензий результатами).

Что касается приложенных к записке документов:

1) АН СССР сейчас побежала туда, где будут кормить. В свете финансовой неопределенности она права. Есть и резон объективный: как-то сохранить то, что иначе может оказаться утраченным;

2) АН СССР не предлагает совершенно ничего по вопросам организации науки вообще, тем паче более эффективной ее организации. Позиция откровенная: сохранить все как есть, особенно льготы и доплаты (п. «е» на стр. 3 «Резолюции»);

3) видимо, нельзя «подписываться» под идеей «сохранения АН целиком» как единой структуры. Надо декларировать принцип поддержки науки, а не организаций;

4) ни в коем случае нельзя передавать АН – любой, СССР или РСФСР, – право собственности на материальную базу. Мы же не идем на это применительно к министерствам. Тем более что все делалось на деньги государства, а не АН. Собственниками должны становиться коллективы, промышленные фирмы, университеты, а также банки;

6) не «заступаться» перед Россией за «интеграцию членов» одной академии в другую. Академии должны быть переведены в статус общественных организаций и решать эти вопросы сами;

7) вопрос, который не поднят в документах общего собрания АН СССР: сохранение в Союзе молодого поколения ученых; его приращение; стимулирование притока кадров в науку. Можно с уверенностью говорить, что эта задача в принципе нерешаема в рамках существующих структур, принципов и методов организации науки. Это доказано массовым отъездом именно молодых ученых (примерно 70 тысяч только за 90-й год), а значит, неспособностью АН интегрировать их.

Между тем для государства эта проблема важнее всех остальных. Нужна разработка программ и законоположений, которые позволяли бы и стимулировали свободное образование новых научных коллективов вне старых структур, их реальное юридическое равноправие с ними, всю полноту прав научной, хозяйственной, учебной и внешней деятельности;

8) надо похоронить саму идею «координации» в общенациональном масштабе любых исследований. Эта идея – центральная опора монополизма в науке, засилья в ней бюрократического начала, оправдание существования всех паразитных структур, главное препятствие множественности научного поиска и соревновательности в нем.

5. XI. 91

Подпись – А. Яковлев»

61-10-5.jpg


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
715
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
749
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
788
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
902

Другие новости