Газета Наука Печатная версия

24.05.2022 17:41:00

Новости науки. Мозг в космосе и космос мозга

Тэги: роскрсмос, ека, космонавты, биология, анатомия, мозг, мрт

роскрсмос, ека, космонавты, биология, анатомия, мозг, мрт Исследования мозга показали, что в космосе жидкость внутри черепа перераспределяется. Фото с сайта www.roscosmos.ru

В рамках международного проекта при участии Роскосмоса и Европейского космического агентства ученые впервые проанализировали данные, полученные с помощью диффузионной магнитно-резонансной томографии (дМРТ) с трактографией головного мозга космонавтов. Результаты этой работы опубликованы в журнале Frontiers in Neural Circuits. В своем исследовании ученые из России, Бельгии, Германии, США и Австралии проанализировали изменения в проводящих путях (трактах) белого вещества головного мозга космонавтов.

Использованный в исследовании метод дМРТ лишь недавно стал применяться среди космонавтов, а трактография головного мозга людей этой профессии была сделана и вовсе впервые. Метод уникален тем, что позволяет получить точное трехмерное изображение трактов, изучить их на микроструктурном уровне. Кроме того, диффузионная МРТ чувствительна к изменениям циркуляции внеклеточной воды в белом веществе. Это важно, поскольку предыдущие исследования мозга показали, что в космосе жидкость внутри черепа перераспределяется.

Участники эксперимента прошли томографию до полета, через 10 дней после полета и спустя семь месяцев после возвращения на Землю. Всего в проекте приняли участие 12 российских космонавтов, которые провели на МКС в среднем по 172 дня. Ученые обнаружили множественные изменения в трактах белого вещества мозга, связанных с сенсомоторными, зрительными и речевыми функциями. Но оказалось, что не только нейропластичностью объясняются изменения в анатомии мозга. Например, мозолистое тело – главная нервная магистраль, соединяющая два полушария мозга, – изменяется под давлением соседствующих с ним полостей в мозге, желудочков, наполненных жидкостью. Через семь месяцев после полета часть изменений в мозге космонавтов все еще сохранялась. «Многое нам еще предстоит узнать: как эти изменения связаны с успешностью адаптации человека к условиям космического полета», – отмечает Екатерина Печенкова, один из авторов работы, ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

По информации пресс-службы НИУ ВШЭ