0
3379
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.06.2014 00:01:00

Харлем: между Треской и Крючками

Александр Васькин

Об авторе: Александр Анатольевич Васькин – москвовед, член Союза писателей Москвы, лауреат Горьковской премии.

Тэги: харлем, нидерланды, путешествие


харлем, нидерланды, путешествие Пир духа в музее Хальса.

Лежащий в пятнадцати минутах езды от Амстердама город Харлем когда-то являлся местом ожесточенных сражений между Треской и тем, на что, собственно, ловят рыбу. Войны эти продолжались почти полтора века – с середины XIV по конец XV. В роли Крючков выступали дворяне, а Треской называли себя представители стремительно разжившейся голландской буржуазии. С тех пор было съедено много трески и еще более вкусной голландской селедки. А Харлем превратился в столицу голландской живописи.

Трудно поверить старой легенде, гласящей, что в Харлеме за всю его историю было написано более ста тысяч картин. Трудно, но можно. Так много замечательных живописцев облюбовали этот чудный городок. А некоторые вовсе не хотели отсюда уезжать, даже под угрозой потери выгодных заказов в Амстердаме. Один из таких «невыезженцев» – Франс Хальс, великий и прекрасный. Мастер уровня Рембрандта, а кое в чем даже превосходящий его. В Харлеме есть музей Хальса, имеющий треть всех известных полотен художника. Еще одно название музея – Галерея Золотого века голландской живописи, пришедшегося, как известно, на XVII век. Но что-то не слишком много голландцев, спешащих восхититься своей живописью, я там увидел. Исключительно интуристы. Обидно за Хальса! А ведь сам Ван Гог, кумир здешней публики, разглядел у него 27 оттенков черного, считая его непревзойденным.

Хотя отсутствие столпотворения в музее идет порою на пользу – больше возможностей остаться наедине с шедевром. Попробуйте-ка представить себя тет-а-тет с Джокондой. Да это же просто невозможно. Треск фотокамер, международный хор экскурсоводов, скороговоркой объясняющих, кому именно так загадочно улыбается дама с портрета кисти Леонардо да Винчи. Весь этот базар в конце концов вызывает закономерный вопрос: «А с чего это, собственно? Разве другие картины Лувра менее шедевральны?»

В музее Хальса атмосфера камерная. Есть и своя изюминка – это зал, собравший знаменитые коллективные портреты офицеров роты святого Георгия. Один из таких портретов живописует обильный офицерский обед. Сотрудникам музея пришла в голову потрясающая мысль: взять и перенести стол с картины, заставленный яствами и вином, в зал. И вот вы заходите и видите: только что перед вами здесь пировали офицеры (кто-то из них даже позабыл свою ленту и плащ на стуле), а на столе остались следы пиршества – устрицы, сыр, виноград, хлеб, полупустые хрустальные бокалы... Говоря современным языком, это инсталляция. И вам тоже хочется присесть, выпить и закусить. Правда, на полотно Хальса попасть уже не удастся. Да и фрукты из папье-маше не такие вкусные.

Самый лучший орган для Моцарта и Генделя. 	Фото автора
Самый лучший орган для
Моцарта и Генделя.
Фото автора

Хальс – фигура легендарная, помните, еще фильм был такой,  «Возвращение «Святого Луки», про кражу картины из музея. Этот «Святой Лука» – его работа. А всего в этой серии – четыре портрета евангелистов, помимо Луки – Матфей, Иоанн, Марк. «Святого Луку» вместе со «Святым Матфееем» случайно обнаружили после войны в запасниках Одесского музея, с тех пор они за ним и числятся. Я, когда был в Одессе, специально пошел в этот музей, вместе со всеми своими фондами и зданием стоящий раз в пять меньше этих двух картин. К сожалению, Хальса я там не обнаружил, видимо, путешествует по миру с одной выставки на другую. На территории бывшего СССР сейчас целых три хальсовских апостола, и это притом что Хальс на религиозную тематику практически не писал, что еще раз подтверждает уникальность портрета евангелиста.

Хальс оставил не только огромное живописное наследство, но еще и пять сыновей-художников. Закат его жизни не был радостным: герои его портретов, люди богатые и влиятельные, вдруг перестали узнавать себя на его полотнах – слишком уж явно проявлялись на них все их недостатки. А кому охота видеть себя таковым, какой ты есть? И потому рисовать приходилось не тех, кто хорошо платил, а тех, кто был рядом, то есть регентов богадельни, где принципиальный художник провел последние дни. Интересно, что и музей располагается также в довольно неприметном здании бывшего дома престарелых. Схоронили Хальса в местном соборе и долго не вспоминали о нем.

Но вернемся в Харлем, на его чудесную рыночную площадь. Все здесь глаз радует: и ратуша, и мясные ряды, и древний – в стиле пламенеющей готики – протестантский собор Св. Бавона (монаха, жившего в дупле дерева). Пол храма усеян не привычной плиткой, а... надгробиями. Дело в том, что в церкви довольно долгое время хоронили горожан Харлема. А еще под этими сводами священнодействовали Гендель и Моцарт, приезжавшие в Харлем специально поиграть на самом красивом и лучшем в мире органе, что и по сей день украшает храм.

А это что за памятник? Подхожу, читаю: первопечатнику Лауренсу Костеру. Ух ты, и здесь свой первопечатник, собственный. У нас тоже свой – Иван Федоров, и у немцев – Гуттенберг. Вот оно как. Голландцы уверены, что помощник Костера, сбежавший от своего хозяина, унес с собой и секрет книгопечатания – шрифт, продав его Гуттенбергу. Немцы, правда, до сих пор от такой трактовки событий открещиваются, приписывая себе первенство в изобретении печатного станка.

Харлем – городок сам по себе маленький, за полдня можно пройти из конца в конец и на некоторых улицах не встретить ни души. А все потому, что его жители очень трудолюбивы – поголовно работают или учатся. А у случайно попавшегося под руку аборигена трудно что-либо разведать, поскольку передвигаются местные на велосипедах. Пока соберешься задать свои вопросы – его (велосипеда) уже и след простыл.

Но мимо вокзала никак не пройти. Слоняясь по его платформе, я вдруг обратил внимание на ярко освещенное большое помещение рядом с билетной кассой. Поначалу я решил, что это книжный магазин. Но почему же тогда книги выглядели слегка потертыми? Оказалось, что это библиотека! Листая одну из книг, я заметил, что людей здесь не так уж и мало. Но взять с собою что-либо мне все же не удалось (почитать, конечно). Библиотекарша на ломаном английском языке сообщила, что сначала нужно записаться на сайте. А потом уж – бери сколько хочешь. Но как здорово придумано: пока ждешь электричку, выбираешь книгу. Берешь с собой. А прочитав, через день-два возвращаешь на любой другой станции. А еще говорят, что, мол, в Европе интерес к бумажным книгам пропадает. Как бы не так. И я сам был этому свидетелем.

Но больше, чем книги, в Харлеме любят сыр – куда же в Голландии без него? Недаром после войны Крючков и Трески сразу разразилась война Хлеба и Сыра, но это уже другая история...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
537
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2086
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2509
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2095

Другие новости