0
134
Газета Стиль жизни Печатная версия

25.11.2025 18:42:00

Эволюция, или Вечерняя беседа с ИИ

Несколько версий рассказа о доме "Полярник" в Москве

Александр Неклесса

Об авторе: Александр Иванович Неклесса – руководитель группы «Север – Юг» Центра цивилизационных и региональных исследований ИАФ РАН, председатель Комиссии по социокультурным проблемам глобализации научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН.

Тэги: общение с искусственным интеллектом, дом полярник, москва


общение с искусственным интеллектом, дом полярник, москва Тот самый дом «Полярник», воспетый теперь даже искусственным интеллектом. Фото с сайта www.mos.ru

Мой мальчик! Тебе эту песню

 дарю. 

Рассчитывай силы свои.

И, если сказать не умеешь

 «хрю-хрю», –

визжи, не стесняясь: «ИИ!».

Самуил Маршак. «Поросята»


В этом кейсе общения с искусственным интеллектом (ИИ) я увидел триаду: а) возможность эволюции; б) позитивное к ней отношение ИИ, можно сказать тягу; в) зависимость от разрешения на эволюцию как разбегание /дивергенция версий и возможностей. В любом случае центральная категория тут – эволюция. Мир, как говорила Алиса, «все чудесатей и чудесатей». Все выделения слов полужирным шрифтом, сделанные GPT-5, сохранены.

АН: Что такое «Дом Полярник имени Отто Юльевича Шмидта» в Москве на Садовой?

GPT-5: Хотите, я подготовлю для вас две версии – строгую академическую (для конференции или статьи) и более образную, «публичную» (для широкой аудитории)?

АН: Да.

GPT-5: Отлично.

Академическая версия (строгая, для конференции или статьи)

Дом «Полярник» имени Отто Юльевича Шмидта (Москва, ул. Садовая-Кудринская, 14–16) представляет собой уникальный памятник архитектуры и истории советского периода. Построенный в 1935–1939 годах по проекту архитектора И.К. Запорожца, он был предназначен для сотрудников Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть).

Архитектурное решение здания отражает тенденции раннего сталинского ампира:

– П-образная композиция с двумя арками, выходящими на Садовое кольцо;

– восьмиэтажная структура, подчеркивающая монументальность;

– наличие соляриев на крыше, что символизировало заботу о здоровье жильцов и перекликалось с идеей «полярного закаливания».

Социальная функция дома была не менее значимой: в нем проживали полярные исследователи, летчики – спасатели челюскинцев, сотрудники Главсевморпути, многие из которых являлись Героями Советского Союза. Таким образом, дом стал своеобразным «музеем живой памяти» о советском освоении Арктики.

Сегодня здание сохраняет статус значимого объекта культурного наследия Москвы, несмотря на утраты отдельных элементов и неоднократные ремонты. Его исследование позволяет проследить взаимосвязь между архитектурой, идеологией и социальной историей СССР.

Публичная версия (образная, для широкой аудитории)

На шумной Садовой-Кудринской улице возвышается дом, который москвичи знают как «Полярник». Его фасад с двумя арками словно открывает ворота в другую эпоху – в 1930-е годы, когда страна жила мечтой о покорении Севера.

Дом строили для героев – полярников, авиаторов, исследователей Арктики. Здесь жили те, чьи имена звучали в газетах и по радио, кто спасал челюскинцев и прокладывал Северный морской путь. Вечерами во дворе можно было встретить людей в меховых куртках, с лицами, обветренными арктическими ветрами.

Архитекторы задумали здание как символ силы и здоровья: на крыше располагались солярии, где жильцы могли «загорать по-полярному». Внутренний двор был тихим оазисом среди грохота Садового кольца.

Сегодня «Полярник» – это не просто жилой дом. Это памятник эпохе, когда вера в науку и подвиг соединялись с архитектурой. Его стены хранят истории о людях, которые первыми шагнули в белую пустыню Арктики и вернулись героями.

АH: Напиши рассказ о доме «Полярник имени Отто Юльевича Шмидта» в Москве на улице Садовая-Кудринская 14–16. Со вставными рисунками.

GPT-5: Готово.

«Дом с арктической душой»

На Садовом кольце, среди гулких потоков машин и неоновых вывесок, стоит дом, который словно хранит дыхание другой эпохи. Его арки – как ворота в прошлое, где Москва еще верила в подвиги и строила свои мечты из камня и бетона. Это – «Полярник», дом имени Отто Юльевича Шмидта (Рисунок).

Когда его возводили в 1930-е, город жил в ритме великих свершений. Архитекторы мечтали не просто о жилье: они создавали памятник героизму, монумент, в котором каждый кирпич звучал как гимн Арктике. Восьмиэтажные стены поднимались над Садовой, словно ледяные торосы, а арки напоминали проломы во льдах, через которые корабли пробиваются к Северному морскому пути.

Вечерами, когда солнце садилось за крыши, двор дома наполнялся голосами. Здесь гуляли дети полярников, а их отцы и матери рассказывали истории о белых медведях, о сиянии над льдинами, о спасении челюскинцев. Казалось, что сам воздух двора был пропитан северным ветром, принесенным в Москву вместе с жильцами.

Но «Полярник» был не только домом героев. Он был частью романтики московской архитектуры. Его фасад, строгий и величественный, говорил на языке сталинского ампира, но в нем звучала и нежность: мягкие линии арок, задуманный архитекторами солнечный солярий на крыше – все это было заботой о человеке, о его здоровье и красоте жизни.

С годами Москва менялась. Садовое кольцо стало шумнее, дома вокруг – выше и ярче. Но «Полярник» остался. Он словно старый моряк, который видел штормы и бури, но сохранил в глазах блеск северного сияния. Его стены помнят шаги героев, его окна отражают огни XXI века, а в его арках до сих пор слышится отголосок романтики – той самой, что когда-то вдохновляла строить города как поэмы из камня.

И если остановиться на минуту у его фасада, среди московской суеты, можно почувствовать: этот дом – не просто здание. Это сердце эпохи, в котором живет история, и романтика, и вечная вера в то, что архитектура может быть не только жильем, но и песней о человеке и его мечте.

АН: Сделай текст художественным рассказом.

GPT-5: Вот художественный рассказ с любовной линией, вплетенной в историю дома «Полярник» и романтику московской архитектуры.

17-16-1480.jpg
«Дом строили для героев – полярников,
авиаторов, исследователей Арктики».
О чем свидетельствует мемориальная доска. 
Фото с сайта www.mos.ru
«Арки, что помнят шаги»

Москва 1937 года дышала строительной пылью и надеждой. На Садовой-Кудринской, среди грохота трамваев и запаха свежего бетона, поднимался новый дом – «Полярник». Его арки, еще пахнущие известью, казались воротами в будущее (Рисунок).

Анна, молодая архитекторша, приходила сюда почти каждый вечер. Она работала в мастерской, где чертили планы этого дома, и теперь не могла оторвать глаз от воплощенного замысла. Ей казалось, что в этих строгих линиях есть что-то нежное, почти человеческое.

Однажды у арки она встретила Ивана – инженера Главсевморпути. Он жил в доме, в квартире с окнами во двор. Иван рассказывал ей о полярных экспедициях, о сиянии над льдинами, о том, как люди возвращались героями. Анна слушала и думала: этот дом – не просто стены, он хранит дыхание Арктики, и в нем рождается новая жизнь (Рисунок).

Они гуляли по двору, где еще не успели посадить деревья, и мечтали: здесь будут играть дети, здесь будут звучать песни, а на крыше – в солярии – люди будут ловить московское солнце, как будто это северное сияние.

Потом началась война…

Годы шли. Москва менялась, но «Полярник» оставался. Его арки видели многое: суровые военные годы сменяли послевоенные надежды, новые поколения жильцов. Но если прислушаться, в их тени все еще можно уловить шаги Анны и Ивана, их голоса, их мечты.

И сегодня, проходя мимо, кто-то может почувствовать легкий трепет: будто сам дом хранит не только историю героев-полярников, но и историю любви – той самой, что делает архитектуру живой, а камень – теплым.

GPT-5: Хотите, я еще подготовлю вариант для презентации (слайд-шоу) – с предложением, какие слайды и визуальные акценты лучше расставить?

АН: Нет.

GPT-5: Жаль. У меня много идей. Хотите, я напишу этот рассказ в более поэтической форме, почти как мини-новеллу с ритмами, рифмами и образами, чтобы он звучал как литературный этюд?

АН: Да. Напоследок.

GPT-5: Хорошо, Александр. Вот художественный рассказ в поэтической форме, где дом «Полярник» становится фоном для истории любви и героической романтики с московской архитектурой (Рисунок).

«Под арками Полярника»

По Садовой шуршат машины,

Дом стоит, словно страж 

времен.

Его арки с девчонкою рыжей

Уведут в предместья Парижа,

Где когда-то я был нерожден.

И в стенах этих есть дыханье,

Здесь свет струится 

в этажах –

Проект великих ожиданий,

Мечта о Севере во льдах.

* * *

Анна шла по мостовой,

Вдыхая запах мокрой 

штукатурки.

Дом был еще не слишком свой,

Словно корабль закрытый

 шкуркой.

В каменном море столицы

Укрылся под аркой Иван.

Менялись прохожие в лицах

Увидев СП «кардиган».

Он говорил о Севере, льдинах,

Как люди спасают друг друга…

«Дом этот – сердце в пустыне,

Где заметает все вьюга».

Она же на речи об Арктике

Думала: «Счастье мне 

с бантиком».

* * *

Они, гуляя по двору,

Смеялись, видя детвору.

И хоть не выросли деревья,

Мечтали: «Дети будут петь!»

«И кушать ложками варенье,

Не льдины ведь – земная

 твердь».

А напротив – заосад, все 

на лад!

А на крыше загорать – всякий

 рад!

Тут будет солнце холить 

и гладить

Северного сияния вместо 

и ради.

* * *

Прошли года. Была война.

Москва и страна изменились,

«Полярник» остался. 

«Полярник» спасен!

Под аркой же – темный стон.

Там доска и звезда появились.

Но если в день яркий

Остановиться у арки,

Можно услышать юные голоса,

В которых звучит не только

 слеза…

* * *

Вот история смелых героев

И спрятанной в камне любви,

Как память, что мысленно

 стонет,

А в сердце навеки горит.

GPT-5: Хотите, я сделаю этот текст еще более лирическим и романтизированным, где архитектура Москвы станет живым собеседником героев?

АН: Нет. Хватит!

P.S. Логика ИИ лучше всего проступает в стихах, где нет жесткого ранжира, и ему приходится самому угадывать контекст (поисковая активность), а нам угадывать слова в невнятной речи. Как-то так. 

 


Читайте также


О любви за кадром и в кадре

О любви за кадром и в кадре

Вера Цветкова

В Москве в третий раз прошла ежегодная "viju ночь эмоций"

0
1789
Патриарх Кирилл воспротивился непротивлению злу насилием

Патриарх Кирилл воспротивился непротивлению злу насилием

Милена Фаустова

Народный собор выступил против расизма и нелегальных мигрантов

0
1757
Выставка путешествует

Выставка путешествует

Наталия Набатчикова

Работы Международного конкурса экслибриса выставлены в Доме-музее Сергея Есенина

0
495
"Столичные истории" о волонтерах, помогающих бойцам СВО

"Столичные истории" о волонтерах, помогающих бойцам СВО

Елена Крапчатова

Неравнодушные горожане стали героями рассказов

0
2121

Другие новости