0
14963
Газета Я так вижу Печатная версия

03.03.2020 19:00:00

Сколько лет надо учиться на медсестру

Дефицит среднего медицинского персонала предлагается устранить ускоренным выпуском большего количества хуже подготовленных специалистов

Василий Власов

Об авторе: Василий Викторович Власов – доктор медицинских наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики».

Тэги: здравоохранение, воз, год, медсестра, медицинское образование


здравоохранение, воз, год, медсестра, медицинское образование Уже сегодня в стране – колоссальный дефицит медицинских сестер. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Всемирная организация здравоохранения объявила 2020-й Годом медицинской сестры и акушерки. В мире современного здравоохранения медицинская сестра – основной управленец в медицинской организации, в развитых странах – часто с университетским образованием. Многие сестры практикуют независимо от врачей.

В развитых странах сестры – отдельная профессия, специалисты, выполняющие в медицинской организации собственную работу, а не подручные у врачей. Во многих исследованиях показано, что с целым рядом задач при оказании медицинской помощи сестры справляются не хуже врачей.

30 лет назад российская медицина, медицинское образование попытались встать на рельсы прогресса, были организованы факультеты высшего сестринского образования, кафедры, профессиональные общества. Тогда казалось, что вот – уже есть в магазинах колбаса, скоро будут на нее деньги, а там и врачи с медсестрами станут уважаемыми членами общества.

Увы, это не состоялось. Факультеты высшего сестринского образования почти повсеместно закрыты или не набирают студентов. Минздрав России сделал все возможное для того, чтобы сестрам с высшим образованием не было места в медицинских организациях. Максимальным принижением роли медицинской сестры и ее профессионализма стало недавнее заявление Минздрава о том, что сроки подготовки сестер в медицинских училищах/колледжах будут сокращены на восемь месяцев. Фактически на треть.

Общим местом в обсуждении проблем сестринского образования является признание его низкого качества, краткости, нацеленности на выполнение технически несложных задач вроде внутримышечных инъекций и измерения температуры. Выпускники колледжей оказываются совершенно не готовыми к управленческой работе. При этом руководители здравоохранения, в том числе министры, члены правительства, упирают на перекладывание ненужной конторской работы на медсестер, очевидно, подчеркивая, что сестры на это только и годятся.

Уже сегодня мы имеем колоссальный дефицит медицинских сестер в здравоохранении. Он связан прежде всего с тем, что каждая десятая выпускница колледжа не работает по специальности и еще примерно столько же прекращают работу в течение ближайших 10 лет. Для всякого знакомого с кадровой проблемой в здравоохранении ясно, что причина – в низкой зарплате и отвратительных условиях труда, большой перегрузкой, постоянной работой под угрозой преследования и наказания. Но решать эту проблему Минздрав предлагает ускорением подготовки, то есть выпуском большего количества хуже подготовленных сестер.

При всех причитаниях недавно оставившей свой пост министра Вероники Скворцовой о катастрофическом состоянии медицинского образования надо помнить, что именно при ней был разработан этот план фактического убийства сестринского образования. Новый министр здравоохранения Михаил Мурашко, думаю, еще не успел к теме прикоснуться.

В период руководства ведомством Вероникой Скворцовой наше медицинское образование встало на самоубийственный путь: в закон был заложен отказ от обязательности последипломного образования, и это положение закона было доведено до исполнения. Упрощение врачебного образования сопровождалось успокоительными заклинаниями о том, что длительность подготовки в ординатуре будет увеличена.

Без малого 10 лет прошло со времени принятия закона, но Минздрав не только не ввел продолжительную ординатуру для сложных специальностей, но даже не обнародовал плана, «дорожной карты» к последипломному образованию, соответствующему мировому уровню. Теперь пришла пора упрощения сестринского образования.

Я знал одного высокого руководителя медицинского образования, который, работая над гармонизацией российского образования с европейским, был абсолютно убежден, что России нужны врачи с таким образованием, чтобы они не могли бы получить работу за рубежом. Мне это казалось тогда советской деформацией пожилого человека. Теперь мы видим, что он и его единомышленники своего добиваются. И в медицинском образовании план «крепость Россия» выполняется: внутри ее границ будут как бы врачи и как бы медицинские сестры, которые будут лечить пациентов как бы лекарствами. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Переброска арестантов из одного СИЗО в другое не запрещена

Переброска арестантов из одного СИЗО в другое не запрещена

Екатерина Трифонова

Своим решением Конституционный суд лишь добавил ложку меда в бочку дегтя

0
1452
 Выставка "С годом Кролика, Кот! 2023: В поисках символа года"

Выставка "С годом Кролика, Кот! 2023: В поисках символа года"

0
678
Куда движется "Учитель года"

Куда движется "Учитель года"

Наталия Савицкая

Есть риск превращения добротного профессионального конкурса в гламурное шоу

0
890
Что я несу?

Что я несу?

Дмитрий Чеховский

Праздничные брызги в небе и на мокром асфальте

0
240

Другие новости