0
799
Газета В мире Интернет-версия

14.11.2001 00:00:00

Америка покажет миру, на что она способна

Тэги: сша, москва, международная, ситуация, политика


Тезис о том, что "11 сентября 2001 года мир перевернулся", популярен во многих странах. Он удобен как основание для радикального пересмотра международной ситуации и собственной политики. Москва, например, тоже ухватилась за идею положить "новое начало", а заодно "подвести черту" под прошлым с его отработанными лозунгами, невыполненными обязательствами и головоломными проблемами.

Сама же Америка на самом деле демонстрирует, что даже тяжелые кризисы - не повод начинать жить с чистого листа, и в политике предпочитает преемственность. Документы правительства США говорят о том, что, оказывается, к отражению террористических атак США готовились все 90-е годы. По мере того как США строили свою систему глобального присутствия и контроля на смену той, что устарела после холодной войны, они все более сталкивались с террористами всех мастей. Страсти на этой линии фронта быстро накалялись.

Рассекреченный меморандум президента Клинтона от 21 июня 1995 года, адресованный 15 федеральным ведомствам, нацеливал на решительную "мобилизацию всех средств и ресурсов для защиты территории США от террористов". Изданная Клинтоном в этом же году директива ПДД-39 провозглашала принцип: "Никаких уступок террористам". Наряду с этим меморандум фиксировал намерение США "действовать независимо от согласия иностранных властей для захвата террористических групп", базирующихся на их территории, а также "принуждать государства соответствующими мерами к сотрудничеству в борьбе с терроризмом". В президентском меморандуме специально подчеркивалась роль Федеральной службы воздушного транспорта в виду нарастающей угрозы пиратства. Ей предоставлялись дополнительные полномочия и ресурсы для борьбы против захватов самолетов, которые, судя по всему, оказались недостаточными.

В самом начале 2000 года был сделан следующий важный шаг. Национальная комиссия по терроризму провела ревизию государственных законов, политических концепций и практической готовности общества к восприятию новых опасностей. Комиссия дала установку: "Если США намерены защитить себя и оставаться мировым лидером, то следует разработать и постоянно проводить контртеррористическую политику в соответствии с условиями быстро меняющегося мира".

Отчитываясь в июне 2000 года перед конгрессом, комиссия сформулировала новые угрозы: отныне терроризм угрожает "сокрушить супердержаву на ее собственной территории", а теракты будут сопровождаться "все большим числом человеческих потерь". Удалось подсчитать, что среднестатистический теракт в 90-е годы приносил на 20% больше жертв, чем два десятилетия назад. Прогнозируя последствия, комиссия предупредила о самой серьезной опасности: "Террористические силы готовы к действиям по подрыву конституционного строя США".

Исходя из этого в докладе уже тогда прогнозировались события, похожие на те, которым было суждено свершиться через год. Эксперты опасались, что террористы, которые уже делали попытки взорвать ВТЦ (6 погибших и 1000 раненых), не оставили намерений полностью разрушить здания-близнецы, чтобы произвести максимальный психологический эффект, вызвать тысячи жертв и дезорганизовать инфраструктуру Нью-Йорка. В качестве возможных организаторов назывались бен Ладен и "Аль-Каида". Намечался и главный объект возмездия - Афганистан.

В представленном законодателям докладе были расписаны рекомендации для десятков ведомств, включая высшее руководство страны. Президент должен был подвергнуть санкциям не только страны, которые, по мнению американцев, финансируют терроризм, скажем, Иран и Сирию. Но и те, которые недостаточно активно сотрудничают в контртеррористических действиях. В список подозреваемых попал считающийся лояльным Пакистан и союзница по НАТО Греция, которая с 1975 года допустила на своей территории 146 терактов против граждан и объектов США.

Конгрессу предлагалось ратифицировать международную Конвенцию по запрету финансирования террористов. Министерствам и спецслужбам предписывалось предпринять дополнительные меры, чтобы в руки террористов не попало оружие массового уничтожения. Правоохранительным органам надлежало усилить контроль за нелегальной иммиграцией в США, которая ежедневно достигала нескольких тысяч человек.

В целом доклад был пронизан идеей о том, что решающая схватка с терроризмом не за горами. Участившиеся к концу 1990-х годов теракты (взрывы американских казарм в Саудовской Аравии и двух посольств в Африке с шестью тысячами погибших) давали американскому руководству повод считать,что эти силы уже перешли в атаку против США по всему миру и вот-вот вступят на территорию страны. Признавалось, что спецслужбы, выросшие из условий холодной войны, были все еще не готовы отражать эти угрозы.

Поэтому в январе 2001 года появляется явно носящий "предвоенный" характер оперативный межведомственный план действий по борьбе с терроризмом на территории США (CONPLAN). Разработанный несколькими гражданскими и силовыми министерствами, CONPLAN предупреждал о надвигающихся опасностях и подробно расписывал роли и действия властей всех уровней - от местного самоуправления до президента страны накануне и в условиях кризисов. Характерно, что за рамками разрабатываемых планов практически остались как ООН, так и НАТО. Америка сочла борьбу с терроризмом сугубо национальным делом, в котором все решения она принимает только сама и привлекает партнеров выборочно, под конкретные задачи.

Итак, Америка долго готовилась ответить на тератаки. Оставалось только их совершить. Когда все было готово к тому, чтобы переделать мир с помощью глобальной антитеррористической стратегии, демократы были вынуждены уступить это право соперникам конкурирующей партии. Республиканцы перехватили инициативу, выиграв острейшую в истории президентских выборов схватку за власть. Однако заплатили за это необходимостью преодолевать расколы в нации и даже в госаппарате. Недаром накануне инаугурации Джорджа Буша-младшего американская пресса спекулировала на тему о том, что "новому президенту не помешала бы небольшая война для приведения в чувство бюрократов и мобилизации государственной машины".

Буш продемонстрировал, что намерен использовать доставшееся от демократов наследство с техасской непреклонностью. Он стал решительно продвигать глубокую военную реформу, предложенную министром обороны Дональдом Рамсфелдом. В мае 2001 года в Аннаполисе президент потребовал форсировать создание сверхмобильных высокотехнологичных вооруженных сил для действий по всему миру. Одновременно в окружении Рамсфелда усилились сетования на нехватку у США баз, особенно в Азии. Главным препятствием, однако, стало сопротивление в конгрессе и даже Пентагоне. 11 сентября сняло многие препоны.

Начатая в Афганистане акция уже получила статус большой и долгой войны, планируемой на десятилетия вперед. Буш заявил, что приобретаемый опыт будет использован и в других регионах мира. Война для Америки - средство, чтобы переделать и мир, и саму себя. Судя по всему, президент пока доволен взятым стартом. В своем последнем обращении к нации Буш призвал американцев двигаться дальше, чтобы наконец "показать всему миру, на что способна Америка".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Защитники по назначению продолжают считать свои копейки

Защитники по назначению продолжают считать свои копейки

Екатерина Трифонова

У адвокатов, предоставляемых государством, крайне скупой работодатель

0
493
Закон о «запрете никабов» увяз в согласованиях

Закон о «запрете никабов» увяз в согласованиях

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Российских силовиков пытаются вдохновить примером стран Центральной Азии

0
578
Борьба с нейроагитацией начинается с Челябинска

Борьба с нейроагитацией начинается с Челябинска

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избирком не пустил на выборы листовку КПРФ, созданную искусственным интеллектом в стиле «красный пин-ап»

0
539
Кабинет министров даст больше денег центрам «Мой бизнес» в регионах

Кабинет министров даст больше денег центрам «Мой бизнес» в регионах

Михаил Сергеев

Среднее время жизни малого предприятия в РФ – два с половиной года

0
535

Другие новости