Любое приобретение,включая Курилы,нуждается в международно-правовом оформлении.
Визит японского министра иностранных дел в Москву (12-14 октября) не вызывает особого интереса ни в России, ни в Японии. А зря, здесь своя драма.
Исторически между Россией и Японией было три типа противоречий: геополитическое - с конца XIX века, идеологическое - после 1917 года и холодная война - после Второй мировой войны. В августе 1991 года они все исчезли. Но до сих пор нет мирного договора. Поиски путей к нему уже при новой России заняли более десяти лет. Но толку пока нет.
В конце прошлого столетия были намечены три вектора движения вперед: стратегическое партнерство, экономические связи и мирный договор с решением территориального спора. Три "лошади" должны вытянуть застрявшую в болоте повозку. Но похоже, что лошади не тянут, да и седоки смотрят не в ту сторону.
Стратегическое партнерство, главным образом беспокойство в отношении растущей мощи соседнего Китая, благодаря умелой дипломатии Пекина остается теоретическим. Обе страны отчаянно развивают отношения с могущественным соседом без оглядки друг на друга и правильно делают.
Экономические связи ничтожны. Объем торговли и японские инвестиции в российскую экономику - "воробей наплакал", как говорят японцы. Особенно, если сравнивать с тем же Китаем. Торговля Японии с ним превосходит в 20 раз, а инвестиции - в 126 раз! Причем печальное не в цифрах, а в том, что обе страны этой диспропорции не ощущают.
Мирный договор так и остается задачей недостижимой. Основная проблема - территориальный спор, наследие прошлой войны. Весь мир ушел вперед, а мы застряли в середине прошлого века.
В чем же выход? Выход один - взаимоприемлемый компромисс, основанный на международном праве. Десять лет назад начался процесс поиска такого компромисса. С трудом, но Москва и Токио двигались вперед. А в этом году по японской инициативе сделанное было разрушено, и нужно начинать с нуля.
В Японии те, кто был связан с этим процессом, вынуждены оставить МИД и даже скрываться за границей. Арестованы депутат парламента Судзуки и сотрудник МИДа Сато. Им предъявлены обвинения уголовного порядка. Я не хочу их оправдывать - деликатное дело нужно делать чистыми руками. Но здесь, в Японии, плохо (или слишком хорошо) понимали, что, нанося жестокий удар по ним, одновременно убивали идею компромисса.
Итак, разрушен прежний механизм поиска компромисса. Следовательно, следует ждать нового плана действий. Но существует ли он вообще? Скорее всего нет. Впрочем, это должен показать нынешний визит.
В компромиссе важны четкие отправные точки. Российской стороне необходимо понять очевидное: не только никогда не принадлежавшие нам четыре острова, а все Курилы - не "исконные" земли, а территориальное приобретение. А приобретение нуждается в международно-правовом оформлении, то есть в договоре с Японией. В противном случае это бомба замедленного действия. И где-то есть запал. Рассчитывать, что со временем все забудется, наивно.
Японии же следует понять, что у России только одно четкое обязательство - два острова по 1956 году, других нет. Отсюда нужно танцевать, а не ставить в виде предварительного условия свой максимум. Моральный и исторический аспект важен для общественного мнения, но бесполезен в циничном мире международной политики.
Поиск компромисса предполагает прежде всего горячее желание его добиваться. Но именно этого пока не видно. Нужен и высокий уровень доверия, наличие команд, способных искать решение, оглядываясь не на политиков, а на национальные интересы. Новая команда японского МИДа, наверное, не хуже прежней. Но у нее может быть синдром - вдруг, если что не так, и им придется отвечать на вопросы прокуроров. Причину всегда можно найти.
1855, 1905, 1956 годы - два мирных договора и одно мирное соглашение, явный цикл в пятьдесят лет. Можно ли ожидать очередного мирного договора где-то в районе 2005 года? Не похоже.
Токио