0
5970
Газета В мире Интернет-версия

30.10.2013 00:01:00

Сирийский зарин негде уничтожать

Тэги: сирия, химоружие


сирия, химоружие Сигрид Кааг из Нидерландов – спецкоординатор совместной миссии ООН и ОЗХО в Сирии. Фото Reuters

Сирийские власти за три дня до намеченного срока представили в Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) детальную декларацию о сооружениях, расположенных на химических объектах, и сформулировали предложения по уничтожению токсичных арсеналов. К этому времени, несмотря на проблемы с безопасностью, не позволившие посетить все объекты, эксперты ООН и ОЗХО практически закончили уничтожение мощностей для производства химоружия. На этом фоне на первый план выходит вопрос: какая страна возьмет на себя черную работу по истреблению самих отравляющих веществ? Пока от этого отказываются как ближайшие соседи Сирии, так и европейские страны. Ситуация зашла в тупик и в территориальном, и в финансовом плане.

Ранее Дамаск уже направлял в ОЗХО предварительную опись химических объектов, однако новый вариант более полон и детален и насчитывает 714 страниц. Власти Сирии задекларировали 23 объекта, имеющие 41 сооружение. Там находится 18 цехов по производству химоружия, 12 складов и 8 передвижных комплексов для наполнения носителей химическими веществами. В докладе гендиректора ОЗХО Ахмета Узюмджю, представленного в Совет Безопасности ООН, говорится о наличии в стране 1,29 тыс. тонн химвеществ и прекурсоров и 1,23 тыс. незаряженных носителей – ракет и мин. Вместе с декларацией Дамаск в четверг представил и «общий план уничтожения» – с ним СБ ООН ознакомится до 15 ноября. Как пишет газета New York Times, в сентябре Вашингтон заявлял, что в Сирии имеется 45 химобъектов. Издание полагает, что нестыковка может объясняться как стремлением Дамаска консолидировать свои химарсеналы, так и неполнотой представленного списка. Как бы то ни было, в Госдепартаменте его назвали реалистичным.

В то же время из 23 заявленных объектов международная команда инспекторов проверила только 21. Цель посещения объектов – уничтожить мощности для производства химоружия. Оборудование, включая машины для заполнения химических боеголовок зарином и другими токсичными веществами, а также сами боеголовки, разносили кувалдами, бензопилами, бульдозерами. Два оставшихся объекта находятся в зонах боев, и генсек ООН Пан Ги Мун обещал Совбезу, что эксперты «посетят их, как только позволят условия». Пока неизвестно, имеется ли там оборудование для создания отравляющих веществ или это просто склады. Таким образом, по оценке бывшего сотрудника Института исследования проблем безопасности ЕС Жан-Паскаля Зандерса, возможности Сирии производить химическое оружие «серьезно сокращены, если не полностью уничтожены». В соответствии с договоренностями все оборудование для изготовления химоружия должно быть истреблено до 1 ноября с.г., а само оружие – до середины 2014 года.

Вторая задача, безусловно, гораздо сложнее, чем первая. Власти рассматривают несколько вариантов, включая сжигание. Однако основной вопрос – где будут уничтожать химоружие, в самой Сирии или за ее пределами, и если за пределами, то в каких именно странах? Реализация обоих сценариев значительно затрудняет гражданская война. По мнению ОЗХО, уничтожение на территории Сирии в полном объеме невозможно. Перевозить же арсеналы крайне опасно. Что касается претендентов на помощь Сирии в деле разоружения, то пока успехом их поиски не увенчались. Москва от этой идеи отказалась, и США, готовые предоставить свое мобильное оборудование, занялись подбором кандидатов на осуществление грязной работы. Первым делом внимание пало на ближайших соседей, американских союзников Турцию и Иорданию, но те отклонили это предложение ввиду множества рисков, в первую очередь экологических. При этом сам Вашингтон в списке претендентов не значится, этого не хочет сирийская сторона.

По мнению экспертов, не стоит рассчитывать и на Израиль, Ливан, Ливию. Что касается европейских стран, то на прошлой неделе Норвегия отклонила просьбу США, сославшись на правовые и технические ограничения. Опыт уничтожения химоружия также есть у Албании, Бельгии, Франции. Однако пока своего согласия они не давали. «Я думаю, ни малейшего шанса уничтожать это химическое оружие в Европе нет, – сказал директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов в интервью радио «Голос России». – Активисты Greenpeace и другие разного рода либеральные активисты этого не позволят никогда. Россия тоже не может взять на себя такую ответственность. Нас и так обвиняют в том, что мы – заинтересованное лицо». Эксперт предположил, что уничтожением сирийского химического оружия могли бы заняться страны СНГ – например Украина или Белоруссия. Ближайшие соседи (Турция, Иордания, Ливан) были бы оптимальным вариантом, но вряд ли пойдут на это в силу своих внутриполитических проблем, отметил Пухов.

Другой аспект проблемы – финансовый. «К сожалению, этот проект нуждается в огромных денежных средствах. Некоторые государства заявили, что могут помочь в этом деле, но другие страны отказались от этого, потому что существуют некоторые препятствия для проведения такой операции», – сказал посол Сирии в России Риад Хаддад.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
384
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
1456
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
927
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
415

Другие новости