Действующий президент США Барак Обама назвал «пустыми обещаниями» намерения преемника Дональда Трампа расправиться с террористами в скором времени. Фото Reuters
Избранный президент Дональд Трамп призвал положить конец эпохе интервенций со стороны США «в другие государства, о которых мы ничего не знаем». Выступая с речью в городе Фейетвилл (штат Северная Каролина), миллиардер также заявил о готовности сотрудничать с любым государством во имя борьбы с экстремистскими группировками. Действующий глава государства Барак Обама призвал преемника сохранить долгосрочный и «разумный» курс к вопросам сопротивления терроризму, взятый под руководством его администрации.
Выступая перед военнослужащими на базе ВВС Макдилл (штат Флорида), Обама подчеркнул, что за свои два срока сумел сохранить страну в безопасности, при этом уменьшая присутствие военного контингента в Ираке и Афганистане.
«Если рассматривать угрозу терроризма исключительно в контексте самой Америки, опасность атаки на эту страну со стороны боевиков минимальная, по крайней мере в сравнительном отношении, – отметил в беседе с «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Не думаю, что в этом заслуга персонально Обамы, но за годы его правления ничего чрезвычайного наподобие теракта 11 сентября или того, что имело место в Европе, не произошло. В этом отношении он может позиционировать себя как достаточно успешный президент».
Главная опасность терроризма, отметил Обама, заключается не в угрозе причинения массового физического вреда жителям США, а в его способности посеять страх среди политиков и рядовых граждан. «Цель этих террористов в том, чтобы запугать нас, изменить нашу природу и природу нашей демократии, – сказал президент. – Люди едва ли способны принимать грамотные решения, когда руководствуются страхом. Террористы никогда не смогут напрямую уничтожить нас и наш уклад жизни. Однако мы можем сделать это за них, потеряв наши ценностные ориентиры, поступившись принципами, на которых строилась эта нация».
Ранее Трамп, инаугурация которого состоится 20 января, призывал «разбомбить к черту» «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ), причиной возникновения которого, по его словам, стал оставленный американскими силами вакуум после вторжения в Ирак и Ливию. Магнат возложил ответственность за эти операции в том числе на Обаму и экс-госсекретаря Хиллари Клинтон.
В своей речи Обама признал, что США допустили ошибки при вторжении в Ирак, отметив при этом всю сложность ситуации, в которой находился Вашингтон в 2011 году. Власти Ирака не хотели присутствия американского контингента на своей территории. Образовавшийся в итоге вакуум, таким образом, во многом был неизбежен.
Помимо сложностей с властями в Багдаде, отметил президент, созданию ИГ способствовали и другие причины: действия «жестокого лидера» Сирии Башара Асада и вербовка экстремистов через соцсети.
Как отметил Обама, сдерживать терроризм Штатам необходимо в составе международной коалиции. Он добавил, что для борьбы с угрозой террора Вашингтон должен пытаться всеми силами ограничить распространение смертоносного оружия.
Бороться с угрозой терроризма действительно возможно только общими усилиями, считает Малашенко. «Банальность этого утверждения не делает его менее правдивым. Была ли какая-то качественная координация между американцами и всеми остальными? В чем-то да, в чем-то, наверное, нет. Но так или иначе, эта координация могла быть большей, – рассуждает эксперт. – Дело здесь, конечно, не только в Обаме, а в отношениях Запада и России в целом. А эта координация, как мы видим на примере Сирии, очень относительна. Взаимные обвинения, кто кого поддерживает, постоянные выкрики, что терроризм подкармливается Штатами, – тут есть, мягко говоря, некоторое преувеличение».
В Фейетвилле Трамп еще раз заострил внимание на ошибках, допущенных Вашингтоном во время военных операций на Ближнем Востоке. «Мы должны оставить попытки свергать режимы в других государствах, о которых мы ничего не знаем и до которых нам не должно быть никакого дела», – сказал он.
В то же время избранный президент признал необходимость строительства антитеррористических коалиций, выразив готовность протянуть руку любой стране, которая противостоит экстремизму. «Нашей главной целью должен быть разгром террористов и уничтожение ИГ, – сказал он. – Любое государство, которое разделяет эти цели, должно быть нашим партнером».
Вместе с тем многих все еще тревожат заявления Трампа о готовности применять к боевикам пытки, чтобы добиться от них показаний. Республиканец смягчил свою риторику после разговора с нынешним кандидатом на пост главы Пентагона генералом Джеймсом Мэттисом. По свидетельствам Трампа, когда речь заходит о получении показаний, генерал предпочитает насилию выстраивание доверительных отношений «за пачкой сигарет и бутылкой пива» с подозреваемыми в терроризме. «Такой ответ произвел на меня очень сильное впечатление», – признался миллиардер в разговоре с New York Times.
Тем не менее Обама решил не упускать возможности еще раз обратиться к преемнику с призывом уважать права человека. «Нам нужна мудрость, чтобы понять: приверженность нашим ценностям и принцип верховенства закона – это не слабость, – сказал он. – В долгосрочной перспективе это будет нашим главным преимуществом». Бороться с террором нельзя за счет попрания гражданских свобод и демократических традиций, резюмировал уходящий лидер страны.
Не впечатлили главу нынешней вашингтонской администрации и призывы к бомбежке ИГ. Обама назвал такие заявления «ложными обещаниями», заочно предложив республиканцу придерживаться «разумной и долгосрочной» стратегии по борьбе с экстремистской угрозой.
«Когда речь заходит о необходимости физического уничтожения ИГ в рамках искоренения терроризма, на этот вопрос нет черно-белого ответа, – полагает Малашенко. – Люди, которые берут в руки оружие и убивают мирное гражданское население, заслуживают того, чтобы быть уничтоженными. Если эти боевики представляют ИГ, их надо уничтожать. Тем не менее положить конец самому феномену (исламистского терроризма. – «НГ») такими методами невозможно. Эта проблема напоминает гидру: вы избавляетесь от террориста в одном месте, он уедет, будет способствовать терроризму из другого места. Абсолютного ответа вызову исламистского экстремизма пока не найдено».