0
3750
Газета В мире Печатная версия

29.11.2021 19:53:00

ОАЭ хотят отбить аэропорт Кабула у Турции и Катара

Абу-Даби уговаривает талибов доверить ему воздушную гавань

Тэги: оаэ, политика, экономика, кабул, аэропорт, талибы, афганистан


оаэ, политика, экономика, кабул, аэропорт, талибы, афганистан Фото Reuters

За право управлять международным аэропортом Кабула разворачивается схватка между государствами Ближнего Востока. Власти Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) провели переговоры с «Талибаном» (запрещен в РФ) по поводу проблемы управления аэропортом в столице. ОАЭ хочет взять обслуживание транспортного узла на себя, чтобы, по ряду предположений, подвинуть претендовавших на эту нишу Турцию и Катар. Борьба за влияние на этой арене, как говорят эксперты, таит в себе немалый репутационный риск.

О серии переговоров между движением «Талибан» и властями ОАЭ сообщили источники Reuters. Встречи проходили в течение последних нескольких недель. Их целью было выяснить, кто будет отвечать за функционирование международного аэропорта Кабула – главного узла, обеспечивающего воздушное сообщение.

По словам четырех высокопоставленных собеседников агентства, Эмираты намерены противостоять дипломатическому влиянию Катара и Турции в Афганистане и взять на себя управление гаванью. Как заявил неназванный дипломат из ОАЭ, аравийское государство уже занималось обслуживанием аэропорта и готово продолжить работу, чтобы обеспечить движение гуманитарных грузов. Кроме того, ОАЭ помогали в эвакуации летом.

Правда, источники Reuters говорят, что один из ключевых вопросов, которые предстоит разрешить в переговорах между «Талибаном» и потенциальными операторами аэропорта, заключается в обеспечении безопасности. Представители движения говорят, что не хотят, чтобы какие-либо иностранные силы хозяйничали в стране после стольких лет «натовской оккупации». Пока что охраной периметра кабульского аэропорта занимаются силы специального назначения Катара. Эмират заслужил доверие тем, что долгое время выступал посредником в переговорах между боевиками и США, а также являлся базой для политического офиса группировки. Однако все равно есть подозрения, что даже эта формула охраны воздушной гавани носит временный характер.

Как бы то ни было, у ОАЭ есть серьезный аргумент в спорах об аэропорте. Администрация беглого президента Афганистана Ашрафа Гани заключила в 2020 году контракт на обслуживание международного транспортного узла с компанией из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Вероятно, это может дать Абу-Даби повод требовать продления договора. Слабым местом этого контракта, однако, был его, по-видимому, коррупционный характер. Афганский англоязычный телеканал Tolo обращал внимание на то, что фирма GAAC Holding Group, которая в итоге получила государственный контракт, была создана практически накануне участия в соответствующем афганском тендере. Тогда это привлекло внимание международных специалистов.

Администрация президента США Джозефа Байдена – после объявления о решении вывести из Афганистана иностранный контингент – первым делом обратилась к властям Турции, рассчитывая, что те возьмут на себя обязательства по управлению кабульским аэропортом. Анкаре долгое время удавалось сохранять равноудаленность от сторон афганского вооруженного конфликта, в связи с чем ее «кандидатура» рассматривалась в приоритетном порядке.

Арабский портал Middle East Eye со ссылкой на источники информировал, что готовность помочь туркам в эксплуатации гавани выражал и их давний партнер – Катар. Согласно этим сведениям, Анкаре и Дохе даже удалось заключить договоренность о совместном управлении аэропортом. Собеседники Middle East Eye уточняли, что среди условий этого «консорциумного» соглашения – обеспечение безопасности за счет привлечения опытных наемников из некой турецкой частной военной компании. Кроме того, сделка предполагала, что в аэропорту будут развернуты члены турецкого спецназа, переодетые в штатское.

По ряду предположений, такая формула управления позволила бы не только укрепить безопасность на важном для страны объекте, но и дать зеленый свет поступлению помощи из-за рубежа и привлечению иностранных инвестиций. Для «Талибана» и созданного под его эгидой временного правительства Афганистана материальный вопрос является одним из важнейших в условиях сохраняющегося полулегального статуса. По данным Reuters, эта тема поднималась и в разговорах с официальными лицами Эмиратов: талибы открыто попросили аравийское государство о поддержке. Правда, неизвестно, сделали ли они это одним из условий потенциально возможной сделки по передаче контроля над кабульским аэропортом.

В беседе с «НГ» доцент Королевского колледжа в Лондоне и приглашенный доцент парижского Института политических исследований Дэвид Робертс обратил внимание на то, что растущая международная конкуренция за афганскую арену таит в себе некоторые риски. «Страны должны быть крайне осторожны, чтобы не создать впечатление, будто они «перешептываются» с талибами, – отметил аналитик. – Некоторые ужасные вещи будут происходить и уже происходят в Афганистане: государствам необходимо сохранять бдительность со своей стороны, чтобы их не стали ассоциировать со всем этим».

Кроме того, по словам Робертса, велик шанс того, что нынешняя афганская формула власти рано или поздно даст трещину. В связи с этим основным заинтересованным международным игрокам стоило бы на данном этапе честно ответить самим себе: что за роль они пытаются играть – помощников талибов, посредников или просто переговорщиков, подытожил собеседник «НГ». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


МВФ улучшил прогнозы для российской экономики и ухудшил – для китайской

МВФ улучшил прогнозы для российской экономики и ухудшил – для китайской

Ольга Соловьева

Фонд требует усилить агитацию в пользу трудовой миграции

0
1380
Великобритания покаялась за брекзит

Великобритания покаялась за брекзит

Данила Моисеев

Министр экономики страны признал, что выход из ЕС навредил ее внешней торговле

0
1775
Будущее – это тщательно обезвреженное настоящее

Будущее – это тщательно обезвреженное настоящее

Виктор Лось

Станет ли концепция устойчивого развития «золотым ключом» к решению всех проблем современности

0
1589
В Белоруссии больше не будут регулировать роскошь

В Белоруссии больше не будут регулировать роскошь

Дмитрий Тараторин

Власти страны решили отказаться от активного вмешательства в процессы ценообразования и построить новые дороги

0
1715

Другие новости