0
2733
Газета В мире Печатная версия

20.08.2023 19:51:00

Для Пекина и Москвы БРИКС – инструмент противостояния США

Саммит в Йоханнесбурге продемонстрирует стремление развивающихся стран освободиться от диктата Запада

Тэги: юар, саммит, брикс, си цзиньпин, путин, новые члены


юар, саммит, брикс, си цзиньпин, путин, новые члены Фото REUTERS

Председатель КНР Си Цзиньпин будет присутствовать на саммите БРИКС в ЮАР, объявил Пекин. После встречи он вместе с президентом ЮАР Сирилом Рамафосой будет председательствовать на диалоге с африканскими лидерами. Президент РФ Владимир Путин будет участвовать в саммите по видеосвязи. Дело в том, что Международный уголовный суд в Нидерландах издал предписание о его аресте. Россия, так же как США и Китай, не признает юрисдикции этого суда. Престиж БРИКС вырос. Недаром около 20 стран подали заявления на вступление в организацию. Однако разногласия между Китаем и Индией, а также Бразилией не позволят быстро решить вопрос о приеме новых членов.

В том, что встреча в Йоханнесбурге вызовет широкий резонанс в мире, сомневаться не приходится. Недаром американское издание Foreign Policy признает, что глобальный Юг жаждет, чтобы была создана альтернатива международному порядку, при котором доминирует Запад. Саммит покажет, сбудутся ли эти надежды развивающихся стран. Во всяком случае, Россия и Китай стремятся вдохнуть новую жизнь в блок и показать, что возможность покончить с институтами и альянсами, где в течение многих десятилетий диктуют правила богатые государства, входящие в группу G7, существует. Вот почему совершенно разные страны, такие как Аргентина, Саудовская Аравия и Казахстан, заявили о желании присоединиться к БРИКС. Причем ЮАР пригласила более 67 лидеров государств и влиятельных деятелей прибыть на саммит.

Глобальный Юг будет тщательно следить за саммитом, надеясь на то, что БРИКС сможет хотя бы частично заполнить бреши в глобальном управлении, которые возникли из-за неуклюжих действий США. Ведь экономики развивающихся рынков пострадали от пандемии, а потом в результате конфликта в Украине. Однако Вашингтон предложил минимальную поддержку. Наоборот, он агрессивно повышает процентные ставки, усиливая потрясения в мировой экономике», – говорит Саранг Шидор, директор программы в американском мозговом тресте Quincy Institute.

Саммит БРИКС в чем-то подобен конференции в Бандунге (Индонезия) в 1955 году. Там страны Азии, Африки и Ближнего Востока заложили основы политики неучастия в блоках в разгар холодной войны. Как и тогда, БРИКС служит альтернативой гегемону – США. Правда, параллель условна. Ведь теперь в движении участвуют Россия и Китай – их к участникам Движения неприсоединения не отнесешь.

Ребекка Рэй, исследователь университета Бостона, говорит, что пока не ясно, какой роли для себя хотят страны, которые не подали заявлений, но будут присутствовать в Йоханнесбурге. Картину осложняет то, что у самих стран – членов БРИКС совершенно разные национальные интересы, и потому предложения расширить блок застрянут на месте. Индия и Китай втянуты в спор о границе, ЮАР и Бразилия не спешат поддержать Россию по конфликту в Украине, занимая двусмысленную позицию. Все страны БРИКС, даже Китай, переживают экономические трудности. Поэтому планы бросить вызов группе G7 – это мечта, далекая от реальности.

Оливер Стуэнкел, профессор бразильского института Fundação Getulio Vargas, говорит, что для России этот саммит дает возможность показать, что она не изолирована. В этом плане все преимущества на стороне Китая. Он не боится потерять свое влияние в организации в результате ее расширения. Наоборот, это поможет ему продвигать свои проекты на основе программы «Один пояс – один путь». Но предложение о расширении группы встревожило Бразилию и Индию, которые гордятся исключительным характером БРИКС. Логика этих двух стран очевидна. «Если вы член эксклюзивного клуба, вы не хотите, чтобы клуб был открыт для всех», – говорит Стуэнкел.

В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Для Китая БРИКС важен. Он позиционирует себя как лидера глобального Юга. Китай в этой группе самая мощная с точки зрения экономики страна. В то же время нельзя сказать, что Китай – лидер, там каждая страна заботится о своем престиже. Что касается диалога Китая с государствами Африки, то тут речь идет прежде всего об экономических интересах. Китаю нужно сырье, а в Африке его много. Китаю важны рынки сбыта своих товаров. Нужны также объекты для вложения инвестиций. В частности, для капиталовложений в инфраструктуру. В Китае огромное количество компаний, которые прокладывают железные дороги, строят аэродромы, порты на море. В самом Китае уже почти нет места для применения своего опыта для таких фирм. В Китае в этом плане уже все развито. А мощности-то остались, их надо где-то применять. И вот Китай теперь наращивает строительство инфраструктурных проектов в Африке. В то же время строительство портов помогает вывозить нефть из Африки. Этот процесс взаимовыгоден». 


Читайте также


Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2847
Россия повернулась к Китаю

Россия повернулась к Китаю

Владимир Скосырев

Главы РФ и КНР констатировали, что тесное взаимодействие Москвы и Пекина соответствует коренным интересам двух стран

0
2600
Региональная политика 13-16 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 13-16 мая в зеркале Telegram

0
586
Путин разъясняет армии ситуацию в Минобороны

Путин разъясняет армии ситуацию в Минобороны

Иван Родин

Глава Генштаба и командующие округами участвовали в презентации дуумвирата Шойгу и Белоусова

0
2777

Другие новости