0
5408
Газета В мире Печатная версия

16.01.2025 19:21:00

Иран и Россия станут партнерами, а не братьями по оружию

Договор между двумя странами предполагает углубление экономического сотрудничества, но не военный союз

Тэги: иран, рф, пешешкиан, путин, договор, экономическое сотрудничество


иран, рф, пешешкиан, путин, договор, экономическое сотрудничество Президент Ирана Масуд Пезешкиан и Владимир Путин подпишут документ, готовившийся не один год. Фото Reuters

В пятницу, 17 января, президент РФ Владимир Путин встретится с иранским коллегой Масудом Пезешкианом в Москве. Ожидается, что по итогам встречи будет подписан договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве двух стран, подготовка которого продолжалась не один год. Подписание будет сигналом для Вашингтона и избранного президента США Дональда Трампа. РФ и Иран покажут, что готовы тесно сотрудничать, несмотря на усиление против них западных санкций. Договор двух стран сравнивают с соглашением РФ и КНДР. Однако в российско-иранском документе, как заявили в МИД Ирана, не будут прописаны взаимные обязательства в области обороны.

За прошедшие несколько лет официальными лицами, не говоря уж о прессе, назывались разные возможные даты подписания этого документа. Так, в сентябре 2024 года посол Ирана в России Казем Джалали допустил, что договор подпишут в октябре, на саммите БРИКС в Казани. В итоге подписание было отложено до январского визита Пезешкиана в Москву.

Глава МИД Ирана Аббас Аракчи незадолго до приезда иранского президента в РФ заявил, что готовый к подписанию договор – не просто юридический документ, а «послание всем странам, которые верят в национальный суверенитет, справедливость и многосторонность». Он выделил три важных аспекта, которые могут развиться после подписания договора: экономический, научно-технический и культурно-гуманитарный. В договоре, рассчитанном на 20 лет, 47 пунктов. Стороны готовы сотрудничать в производстве и экспорте электроэнергии, в развитии туризма, будут предприняты меры по увеличению объемов торговли. В частности, договор предусматривает завершение транспортного коридора «Север – Юг», который должен связать не только Иран и РФ, а в общей сложности 11 стран. Упомянул Аракчи и о сотрудничестве в сфере безопасности. Именно эта часть договора вызвала у СМИ наибольшие вопросы. Их еще раньше частично прояснил Аракчи, который заявил, что договор не предполагает создания военного союза.

Это, конечно, резкое отличие от договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и КНДР, подписанном летом 2024 года. Там в статье 4 четко указано, что в случае вооруженного вторжения в одну из стран-подписантов другая обязана ей оказать военную и другую помощь.

«Договор, несмотря на многоаспектность, является скорее рамочным. В нем есть многочисленные пункты, затрагивающие различные сферы – от сельского хозяйства до космического сотрудничества. Но по ним должны быть составлены отдельные соглашения в будущем. Не думаю, что в отношениях Москвы и Тегерана произойдут большие изменения, поскольку союзники сами испытывают немалое количество проблем», – отмечает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин.

В разговоре с «НГ» он подчеркнул, что пункты, по которым стоит ожидать усиления сотрудничества, – это развитие транспортного коридора «Север-Юг», а также поставки российского газа через Иран. В военной сфере стороны уже сотрудничают, но все же не на уровне отношений России и КНДР.

Вместе с тем договор между РФ и Ираном предполагает иной уровень партнерства, нежели китайско-иранский договор, заключенный в 2021 году на 25 лет. Тот документ пока не ратифицировали в китайском и иранском парламентах, из-за чего многие пункты остались в тайне, но и подписывали его не главы государства, а главы МИД. Тем не менее он вызвал немало споров в иранском обществе. Власти критиковали за якобы чрезмерные уступки КНР. Не исключено, что и российско-иранский договор вызовет неоднозначную реакцию. Сажин считает, что, несмотря на то что Меджлис (иранский парламент) в целом консервативен и склонен одобрять сотрудничество Москвы и Тегерана, дискуссия при процессе ратификации в нем может быть активная.

«Возможно, время подписания не приурочено к инаугурации Трампа. Это, конечно, удивительно, учитывая, что договор готовили несколько лет, участие в разработке принимали практически все российские ведомства. Но весьма вероятно все же, что договор – это в том числе и послание новой администрации Белого дома. Москва и Тегеран сигнализируют, что сплочены и выдерживают давление Запада, невзирая на санкции и то, что позиции Ирана на Ближнем Востоке ослабли», – указывает Сажин.

Для Пезешкиана договор с РФ будет еще и личным достижением. Избиратели, голосуя за этого пользующегося репутацией реформатора, политика ожидали от него перемен, в том числе во внешней политике. Но пока самое громкое внешнеполитическое событие, которое пришлось на его президентство, – это смена власти в Сирии. За ней последовало снижение влияния Ирана в этой стране. Между тем в иранском МИД обещают, что вслед за договоренностью с РФ последует аналогичный договор с Ираком. Это будет новый успех Пезешкиана. 


Читайте также


Американский удар по Ирану развенчал претензии канцлера ФРГ на руководящую роль в Европе

Американский удар по Ирану развенчал претензии канцлера ФРГ на руководящую роль в Европе

Олег Никифоров

В немецком правительстве по-разному оценивают действия президента США

0
441
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой

Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой

Геннадий Петров

Президент США, не добившись желаемых результатов, объявил об окончании боевых действий

0
535
По праву принудительного разоружения

По праву принудительного разоружения

Алексей Фененко

Удар США по Ирану создал опасный для других стран прецедент

0
294
О "двенадцатидневной войне" и точках невозврата

О "двенадцатидневной войне" и точках невозврата

Любой конфликт можно завершить – и так же легко моментально довести до острой фазы

0
391

Другие новости