0
1500
Газета Кино Печатная версия

06.12.2012

Когда слабые спасают сильных

Тэги: екатеринбург, фестиваль


екатеринбург, фестиваль «F5»: схватка индивидуальностей.
Кадр из фильма Тимофея Жалнина «F5»

«По-вашему, что значит «быть мужчиной»?» – спросила екатеринбургская зрительница Андрея Звягинцева. Тот аж растерялся. Дело было после показа его фильма «Возвращение» – с ним он когда-то дебютировал и снискал успех, а теперь приехал на фестиваль дебютов в качестве председателя жюри. Среди его коллег были и дамы, но все судьи равно продемонстрировали мужественность – отсмотрели за четыре дня 120 фильмов, тщательно их обсуждали и наградили действительно достойных. «Коммерциализация обучения ведет к деградации образования», – заметил Звягинцев на пресс-конференции. «Кинопроба» – попытка противостоять убеждению, что с развитием техники кино может снимать любой.

Екатеринбург кинофестивалями не обделен, и «Кинопроба» наравне с фестивалем документального кино «Россия» – значимый бренд в имидже региона. Свердловское отделение Союза кинематографистов России – третье после московского и петербургского, и ему удалось сохранить за собой местный Дом кино. В нем-то и проходит «Кинопроба» – демократично, шумно, как и положено фестивалю молодых. Вкус к настоящему кино тут не потерян, все-таки еще до недавних пор город был третьим кинопроизводящим центром России – на Свердловской киностудии работали большие мастера, начинали талантливые дебютанты, которых, конечно, сманивали Москва и Ленинград, но производство без них не останавливалось. До сих пор в родном Екатеринбурге живут любимцы мировых фестивалей – Алексей Федорченко и Василий Сигарев. Оба в дни «Кинопробы» мелькали в Доме кино. Только вот ни они, ни многие другие кинематографисты – патриоты малой родины не снимают на Свердловской киностудии. А она ведь не разрушена, не распродана, как большинство бывших союзных студий. Приезжают изредка столичные люди, снимают на ее базе натуру и уезжают. А недавно сняли, говорят, на славной Свердловской студии промофильм о том, как в Екатеринбурге готовятся к участию в тендере на проведение «Экспо-2020»… Удивительное небрежение к очевидному козырю края. В соседней Перми, например, где своей киностудии не было, креативные люди собираются таковую основать, присматриваются к отслужившим ангарам Мотовилихинского завода.

Конкурс на «Кинопробе» необычный. Представлены целые блоки учебных работ и дебютов студентов разных киношкол, от ВГИКа, СПбГУКиТа, кинофакультетов пермских, екатеринбургских, челябинских вузов до польских, кубинских и германских институтов. Принцип интересный. Сразу выхватываешь особенности школы, и порой стереотип о кино той или иной страны опровергается работами начинающих. Например, фильмы тех, кто учится в Гаване (в тамошнюю международную киношколу приезжают ребята со всего света), заставляют вспомнить, что именовали Кубу Островом свободы. Как будто нет там цензуры и атмосферы апатии – фильмы кусачие, заряженные энергией критического отношения к поклонению героям революции. А вот работы студентов Гамбургской киношколы, напротив, в русле приоритетов национальной кинотрадиции – высокая культура художественного оформления кадра, юмор в очередных разработках темы изживания фашизма.

Интересно, что почти каждый студенческий опус отличает стремление к эффектному выкрутасу. Так творцы хотят прокричать о себе погромче. Тем дороже редкие примеры подлинных поисков своего пути. На нынешней «Кинопробе» два фильма особенно порадовали глубиной раздумий о непреходящих категориях бытия. Есть в потоке молодых настоящие художники, которых волнует самое главное: как остаться собой, когда компромисс с совестью напрашивается, как не ранить своей правдой других людей. По предыдущим работам выпускника СПбГУКиТ Тимофея Жалнина было понятно – появился режиссер тонкий, владеющий акварельным письмом в изображении отношений, да еще даются ему женские, девичьи образы. В Екатеринбург он привез свой дипломный фильм «F5» (и получил тут одновременно приз зрительских симпатий и Гран-при!) – уже не просто этюд, но именно фильм про испытание дружбы. Про то, как часто «сильные» натуры оказываются слабыми, а их «безвольные» спутники обнаруживают запасы воли и способности этих самых «сильных» отогреть своим великодушием. Конфликт в «F5» вечный и в то же время остросовременный – в творческом тандеме один готов поступиться моральными нормами ради успеха, а другой избирает путь тернистый, но такой, что совесть спокойна.

И второе отрадное впечатление – 18-минутная «Репетиция» Николая Лавренюка из Белоруссии. Снята она в одной маленькой комнате, в кадре двое людей – постановочный минимализм, а на выходе – предчувствие режиссера. Тут даже сюжет не перескажешь, просто удивительное ощущение правды жизни, знания людей и любви к людям, хотя эти люди так глухи к чужим горестям, не хотят слышать кого-то, кроме себя, мучают тех, кто их любит. «F5» Жалнина и «Репетиция» Лавренюка примиряют с действительностью, в которой ежегодно приходится видеть огромное количество беспомощных дебютов студентов ведущих вузов России.

Екатеринбург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Калуге и Обнинске впервые пройдет международный театральный фестиваль "Новые люди"

В Калуге и Обнинске впервые пройдет международный театральный фестиваль "Новые люди"

0
453
С 1 по 4 декабря в Москве представят спектакли театральной платформы Ельцин-центра

С 1 по 4 декабря в Москве представят спектакли театральной платформы Ельцин-центра

0
439
Фестиваль. Японское кино

Фестиваль. Японское кино

0
704
Приношение маэстро и 100 виолончелей

Приношение маэстро и 100 виолончелей

Надежда Травина

Московские фестивали "Вселенная – Светланов!" и Vivacello представили мировые премьеры в исполнении выдающихся музыкантов

0
1424

Другие новости

Загрузка...
24smi.org