0
1179
Газета Культура Интернет-версия

14.05.2012 00:00:00

Приятная подвешенность

Тэги: выставка, наука, культура


Детская Студия ДЭЗ №5, придуманная четверть века назад архитектором Михаилом Лабазовым, сегодня – точка слета. Те, кто хоть раз побывали на здешних выставках, берут их на заметку, пишут восторженные очерки, дивясь позабытой непосредственности детского мышления. В студию, говорят, не пробиться – желающих записаться тьма, они образуют очередь. Новой выставкой дэзовцы отчитываются за прошедший сезон 45-ю «Невесомыми» (по заглавию показа) объектами под кураторским руководством Егора Ларичева и Георгия Никича. Если совсем коротко, ДЭЗ показывает такую невесомость, где появляются ответы на ожидаемые и самые неожиданные вопросы.

В прошлом году дэзовцы грезили космосом, их фантазии осели на время в Политехе, а потом в калужском Музее космонавтики. Сейчас они просто летают рядышком с землей. Если по-научному, то в материалах числятся тонкий 7-12-микронный пластик, легкие красители, компрессоры и вентиляторы. Что в переводе на общечеловеческий значит раскрашенный полиэтилен, поднятый на воздух и расправивший там крылья-лопасти-лапы-и-другие-конечности. Теперь одно из помещений бывшего приборостроительного завода «Манометр», на территории которого обжился ARTPLAY, с виду похоже на воздушную стоянку весьма внушительных персонажей, с которыми кто-то недавно от души поиграл в пейнтбол. Цветные тушки, тельца, ноги, хоботы, трубки, шкафы, полипы и огнеруки, пренебрегая «заземляющей» мыслью о материализации замысла, летают между первым и вторым ярусами Малого зала. Поднимаешься по лестнице – сквозь лестничные перила проявились их лица, выражения лиц. Ты до них дошел, как бы дорос.

Похоже ли роение мыслей на клубок нервов? Что такое дух противоречия и плохое настроение? К визуализированному списку вопросов и ответов прилагаются рецепты по улучшению жизни и созданию друга, с которым не будет ни скучно, ни грустно. А если такой друг – тот, что летает (не путать с живущим на крыше!), то как выглядит его дом – или шкаф в таком доме? Невесомость – это и преодоление тяготения, но с «гиперссылкой» в кураторском тексте на хорошенько стукнувшее-осенившее Ньютона яблоко, и ощущение полета – от расплескавшей по улицам зелень весны, от забрызгавшего ее веснушками солнца, от-того-что-просто-хорошо-и-легко. Это полет не во сне – наяву. Свобода физическая. И еще важнее – ментальная.

Неведомый космос прямо над головой заселили, глядя на землю у себя под ногами, «Кишечнополостный» с длиннющей трубой вместо лица: ученые, описывает Борис Вепринцев, его ловили, а буря порвала сеть и освободила. Там же – приносящий счастье Звезик (Александра Ларичева) и призванный освещать ночь «Невесомый фонарь» (Антон Шибенков) с прозрачными крыльями-лопастями, чем-то напоминающими объекты кинетистов. А вот вы подходите к струящимся сверху вниз белым полоскам – они трепещут, колышутся, и где-то там, наверное, и живет невесомая «Простая душа» – не лишенная, как и все человеки, недостатков, но очень человечная (Ася Заславская). Неподалеку живет ангельское «Неземное существо» (Мария Сорина), щедро украшенное фломастерными татуировками и глядящее печально и нежно. Тут есть посиневший Некто Нектосович Нектосов (Федор Курков), монстры и дерущиеся тени – все как полагается. Кто-то вспоминает про «Комок проблем» (Ольга Демская), кто-то про «Невесомые ужасы» (Василиса Вертинская), которые должны оборачиваться самым страшным против задумавших зло людей, – в надежде сделать мир добрее. Или – про «Невесомые мысли» (Елизавета Мордвинцева), впускающие в лабиринт авторских раздумий, испещренный человечками и аглицкими надписями.

И еще эта выставка обязательна для чтения – то, что написано в лежащих у входа «программках» и на приклеенных к полу белых листках. Про то, например, как микроб Гена у Федора Шарапова «питается плохим настроением космоса. Поскольку настроение у них хорошее, микроб Гена недоедает. Из-за этого космонавты всегда счастливы». Или про «Китолактику» (Василий Зеликин) – кита-воздухоплавателя с целой вселенной, нарисованной на боку: «Вокруг меня нечто кипело, Переливалось и пыхтело, Планетный круглый водопад Вокруг меня они – летят. И выдыхает с табаком, Застрявший в нем случайно дом».

Когда город взрослых лихорадит от политических передряг, город маленьких парит в невесомости. «Только детские книги читать, только детские думы лелеять…» Невесомость – свобода. Которой, в отличие от опыта, с возрастом не прибавляется. Дети свободнее всех нас.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Василий Церетели назначен директором Московского музея современного искусства

Василий Церетели назначен директором Московского музея современного искусства

НГ-Культура

0
94
Тасмания как остров и штат Австралийского Союза

Тасмания как остров и штат Австралийского Союза

Юрий Гуллер

Здесь уникальная природа и животные, которых нет больше нигде в мире

0
150
Предприятия сокращают инвестиционные планы из-за неопределенности

Предприятия сокращают инвестиционные планы из-за неопределенности

Ольга Соловьева

Правительству РФ поручено подготовить комплексную программу восстановления пострадавшего приграничья

0
221
Незамедлительное появление адвоката гарантирует только Конституция

Незамедлительное появление адвоката гарантирует только Конституция

Екатерина Трифонова

На юридическом форуме в Петербурге обсудили застаревшие проблемы исполнения законов

0
219

Другие новости