Не исключено, что в ближайшие годы населению России придется сполна заплатить за непомерный популизм властей, не только бездумно раздувавших бюджетные расходы в благополучные годы, но и раздававших щедрые обещания на будущее. Кризис показал, что «золотой век» высоких и постоянно растущих цен на нефть не может длиться вечно. Доходы бюджета резко упали, а от взятых ранее властями обязательств, оказавшихся необеспеченными бюджетными поступлениями, не так просто отказаться, особенно если они носят социальный характер. В результате в следующем году доля соцрасходов в бюджете вырастет с нынешних 64–65 до 73%. Спору нет, эти расходы важны, но они одновременно подрывают ресурсы страны для дальнейшего развития, так как это те расходы, которые просто проедаются.
В этом и следующем году кассовый разрыв удастся покрыть за счет накопленных до кризиса средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Доходы бюджета в 2009 году окажутся примерно на 3 трлн. руб., то есть в полтора раза, меньше расходов, и, по последним прогнозам Минэкономразвития и Минфина, такая ситуация сохранится и в 2010 году. С учетом возрастания доли социальных расходов в следующем году всех доходов федерального бюджета не хватит даже на социальные нужды, а ведь есть еще куча других затратных статей.
При этом уже в этом году государству придется начать наращивать долги на внутреннем и внешнем рынках. В следующем году, чтобы свести концы с концами, государству, по экспертным оценкам, придется занять примерно 30 млрд. долл. Однако уже к 2011 году суверенные фонды будут истрачены и властям останется только либо усиленно занимать за границей десятки миллиардов долларов, либо спешно девальвировать рубль, чтобы по аналогии с началом 90-х обесценить свои ничем не обеспеченные рублевые обязательства.
Первым за социальный популизм властей заплатит бизнес. Ему с 2011 года придется выложить дополнительно от 800 млрд. до 1 трлн. руб. в рамках повышения с 26 до 34% от фонда зарплат социальных сборов, которые придут на смену единому социальному налогу (ЕСН). Однако этой жертвы будет явно недостаточно, чтобы закрыть бюджетную дыру, так как, выполняя ранее данные обязательства, власти должны будут повысить пенсии в следующем году на 40%. Между тем уже сейчас государство вынуждено перечислять на латание дыр расбалансированного Пенсионного фонда 1,7 трлн. руб. из необходимых ему на год примерно 3,3 трлн. руб.
Кризис заставил власти забрать назад обещания о необходимости компенсировать для бизнеса рост социальных налогов какими-либо налоговыми послаблениями типа снижения НДС. Соответственно и так страдающий от упавшего спроса, мировых цен и усилившейся на мировом рынке конкуренции производственный сектор получит дестимулирующий для своего развития удар со стороны отечественных властей. Усугубить ситуацию могут широкомасштабные заимствования государства на внутреннем рынке – они поднимут цену кредитов, лишив тем самым бизнес средств для модернизации. Соответственно страна будет дальше загоняться в тупик технологической отсталости и снижения конкурентоспособности всех несырьевых производств. Это значит, что база для дальнейшего повышения благосостояния граждан будет только сужаться и рано или поздно правительство вынуждено будет с этим смириться.
Спасти страну от девальвации рубля или дефолта властей по социальным обязательствам может только резкий рост цен на нефть, газ и металлы. Однако к 2011 году такой сценарий пока не выглядит реалистичным. Восстановление мировой экономики, по прогнозам экспертов, в это время только начнется и будет проходить медленными темпами. В таких условиях властям стоит задуматься над тем, чтобы ограничить рост социальных обязательств, во всяком случае, не раздавать новых обещаний, разоряющих бюджет и снижающих возможности для развития экономики.