0
3108
Газета Non-fiction Печатная версия

21.07.2016 00:01:00

Как Высоцкий не сыграл Савинкова

Про неспетые песни, любовные сцены и про то, как Шолохов боролся с «фальсификатором» истории Александром Миттой

Тэги: Владимир Высоцкий, театр, кино, музыка, песни, эмиграция, США, Советский Союз, СССР, Латвия, Борис Савинков, Шолохов, ЦК КПСС, Петр I, история


Владимир Высоцкий, театр, кино, музыка, песни, эмиграция, США, Советский Союз, СССР, Латвия, Борис Савинков, Шолохов, ЦК КПСС, Петр I, история Репетиция с Мариной Влади. Иллюстрация из книги

Казалось, о нем уже написано и сказано все. До дней прослежен путь от рождения до такой преждевременной и потрясшей всех смерти. Опубликована, казалось бы, каждая строка, Интернет забит записями концертов и исполнений песен в домах друзей и знакомых. По телевидению временами проходят передачи с сенсационными сообщениями о подробностях его ухода, все, кто только мог, записались в друзья, на экране смакуют и смакуют новые обстоятельства личной жизни Владимира Высоцкого. Вроде бы ничего нового уже написано и сказано быть не может.

И тем не менее. Знаете ли вы, что?..

Что он должен был сниматься в роли Крестовского в фильме «Земля Санникова» и написал для фильма три песни, в том числе «Кони привередливые». Но перед началом съемок о Высоцком прошла передача по «Немецкой волне», и его участие было запрещено. Естественно, вместе с песнями. Или что в фильме режиссера Сергея Тарасова «Петерс» Владимир Семенович должен был играть роль террориста-литератора Бориса Савинкова. Но против кандидатуры «блатного певца» восстал ЦК Компартии Латвии. Что фильм «Стрелы Робин Гуда», куда Высоцкий написал песни, прозвучавшие впоследствии в картине «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», вообще велено было смыть, уничтожить, и уцелела лента лишь благодаря смелости того же Тарасова и его монтажерши. Они просто по частям выносили коробки с пленкой из студии и вывозили в багажнике режиссерской машины. Что фильм «Бегство мистера МакКинли» вначале был выстроен именно под Высоцкого, и его роль бунтаря-певца должна была быть центральной. Однако впоследствии из девяти баллад, написанных им для фильма, осталось полторы, а ряд эпизодов, где Высоцкий пел, были смыты по распоряжению Госкино. Что наша замечательная актриса Ия Саввина вспоминала, что они три дня работали с Владимиром Семеновичем над любовной сценой для картины «Служили два товарища», и, по ее словам, результат был просто потрясающий. Но начальство велело эпизод вырезать. И так далее, и так далее…

Все это теперь можно узнать, взяв в руки книгу одного из самых серьезных исследователей жизни и творчества Высоцкого Марка Цыбульского. Москвич Марк Цыбульский в свое время работал на «Скорой», в 1988-м окончил медицинский институт. Переехав в США, полностью подтвердил свой профессионализм и получил высшую американскую квалификацию психиатра. Для врача из СССР это явление не самое частое.

Владимир Высоцкий был и остается, если вспомнить слова Лермонтова, «одной, но пламенной страстью» врача-исследователя. Он автор шести фундаментальных книг о поэте, в том числе «Жизнь и путешествия Владимира Высоцкого», «Высоцкий в Ленинграде» и «Высоцкий в Одессе». Коллекционер, собравший большую коллекцию фонограмм выступлений артиста, его интервью и воспоминаний тех, кто был рядом с Владимиром Семеновичем, Цыбульский представляет новую большую работу.

книга
Марк Цыбульский.
Владимир Высоцкий
и его «кино».
– Нижний Новгород:
Деком, 2016. – 456 с.

В интервью с Яковом Гройсманом, предваряющим книгу, автор так говорит о своем замысле: «Широко известны популярные фильмы, где Высоцким сыграны центральные роли, но таких немного. Гораздо больше фильмов, где артист занят в эпизодических ролях, и они почти забыты. И совершенно особняком стоят фильмы, для которых он писал или исполнял свои песни. До сих пор практически никто не анализировал, в чем конкретно заключалось участие Владимира Высоцкого в том или ином фильме. Что происходило на съемочной площадке? Как он работал? Как общался с коллегами? Какие у него были задумки в отношении своих ролей или песен, предложенных в картину, – и что в конечном счете получилось?»

И далее автор разворачивает панораму, где сквозь призму фонограмм выступлений самого поэта на концертах, воспоминаний тех, кто был рядом, цитат из книг и периодических изданий рассказывается о состоявшихся, а часто несостоявшихся работах Владимира Семеновича в кинематографе. Начиная с картины «Сверстницы» 1959 года, где будущий кумир всего СССР произносит одну фразу: «Сундук и корыто» – и до 1980 года, когда Высоцкий загорелся идеей самому поставить фильм о бандитской Одессе 20-х годов «Зеленый фургон».

В конце книги представлены ссылки либо на фонограммы выступлений Высоцкого (где и когда), либо на периодическое издание или книгу, на которую ссылается автор. И одна из основ работы – беседы с участниками съемок и подготовки картин.

И мы узнаем, что, оказывается, для фильма «Вооружен и очень опасен» Владимир Семенович написал песни не только для Людмилы Сенчиной, но и несколько других, которые должны были звучать в его исполнении. Однако они так и не прозвучали. Что именно Высоцкий предложил Говорухину Александра Белявского для роли Фокса в «Место встречи изменить нельзя» и Виктора Павлова на исполнение Левченко, бандита, который спас Шарапова. Что великий Шолохов написал письмо в ЦК, где обвинил создателей картины «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» в надругательстве над отечественной историей, и именно вследствие такого восприятия картины Александр Митта отказался включить в фильм песни своего друга.

«Я не самоубийца», – сказал он.

Что Высоцкий очень переживал, когда название было изменено: первоначально фильм должен был называться «Арап Петра Великого». Что, оказывается, за роль фон Корена в картине «Плохой хороший человек» артист получил приз «За лучшую мужскую роль» в 1974 году на Международном фестивале в Таормине (Италия), но сам Владимир Семенович никому никогда об этом не говорил… Перечислять можно бесконечно.

В книге около сотни различных фотографий, причем некоторые даже для самых рьяных поклонников поэта станут откровением. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Антироссийский альянс Америки и Европы

Антироссийский альянс Америки и Европы

Александр Бартош

Гибридная война против РФ как объединительный геополитический проект Запада

0
820
Почему "черный халифат" до сих пор не побежден

Почему "черный халифат" до сих пор не побежден

Искандер Батыров

В военной коалиции, возглавляемой США, наметился раскол

0
1025
Сенатор Алексей Александров: «Пришло время Русского права»

Сенатор Алексей Александров: «Пришло время Русского права»

Татьяна Астафьева

0
394
МИД КНР вызвал посла США в Пекине после задержания финдиректора Huawei Technologies

МИД КНР вызвал посла США в Пекине после задержания финдиректора Huawei Technologies

  

0
693

Другие новости

Загрузка...
24smi.org