0
1251
Газета Политика Интернет-версия

14.02.2005 00:00:00

Прощай, оружие! Коллективное...

Тэги: шквс, оборона, снг


шквс, оборона, снг Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, похоже, не устраивало, что военным сотрудничеством стран СНГ руководили из Москвы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Система коллективной обороны СНГ начала стремительно разваливаться. Первое свидетельство тому – предстоящая в ближайшее время ликвидация Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств – участниц Содружества независимых государств. Как стало известно «НГ» из информированных источников в Минобороны РФ, Москва после долгих и интенсивных консультаций наконец-то согласилась с предложением Астаны упразднить этот наднациональный орган. Структура, которая на протяжении всей постсоветской истории пыталась хоть как-то регулировать военные отношения между государствами СНГ, приказывает долго жить.

То, что такое решение, возможно, будет принято уже на саммите глав государств Содружества, который пройдет в августе 2005 года в Казани, подтвердил «НГ» вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, который был инициатором создания ШКВС, долгое время возглавлял секретариат Совета министров обороны СНГ и Главное управление международного военного сотрудничества МО РФ. Сам генерал считает этот шаг «крайне ошибочным и вредным, значительно ослабляющим позиции России на постсоветском пространстве». Как известно, до сего времени Россия противилась упразднению ШКВС и даже на Совете министров обороны (СМО), который прошел в ноябре минувшего года, инициировала поддержку Штаба со стороны других республик СНГ – в первую очередь центральноазиатских и Армении. И вот теперь, как говорится, разворот на 180 градусов. Почему?

В какой-то степени ответ на этот вопрос дают руководители различных структур СНГ и военные министры постсоветских республик. «Сейчас не существует единого евразийского пространства безопасности, – полагает генеральный секретарь СНГ Николай Бордюжа. – Оно остается фрагментарным и размытым, в известной мере внутренне противоречивым, так как отдельные его элементы не только не гармонируют, но и конкурируют друг с другом». Чтобы этого избежать, по его мнению, «должны быть разграничены сферы влияния в вопросах обеспечения коллективной безопасности между действующими в регионе интеграционными структурами – СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ и другими». То есть Бордюжа дипломатично не говорит об упразднении военных структур в рамках СНГ (ШКВС и СМО), но явно выпячивает подчиненную ему структуру – Организацию Договора коллективной безопасности (ОДКБ), которая, по его мнению, могла бы стать «локомотивом интеграционных процессов на пространстве СНГ». Еще более категоричен здесь министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев. Как и президент Нурсултан Назарбаев, он считает, что «вместо неэффективных ШКВС и СМО должен быть создан и работать в рамках Содружества Совет безопасности государств СНГ». Данную идею частично уже поддержал белорусский министр обороны Леонид Мальцев: он предлагает ШКВС распустить, а секретариат СМО оставить.

Но в ОДКБ входят только 6 из 12 постсоветских стран (Балтию сразу исключаем). Они, скажем, будут «локомотивами интеграции», а что делать другим? Не сможет стать «локомотивом» и Совбез стран СНГ, если он будет создан, так как военных интеграционных процессов на постсоветском пространстве как не было, так и нет.

Приходится констатировать, что Содружество как переходная форма от республик СССР к постсоветским суверенным странам медленно умирает. И здесь военные коллективные отношения – не исключение. Страны формируют свои военные отношения не по шаблонам, заложенным в 90-е годы, а по своим национальным интересам. И это, видимо, объективный процесс. То, что военный штаб ОДКБ эффективнее ШКВС, – иллюзия. Скажем, уже сейчас в рамках ОДКБ есть ядро стран, объединенных собственными коалиционными силами в Центральной Азии. Есть единая группировка войск России и Белоруссии на западе СНГ, России и Армении – на юге. Все эти группировки имеют собственные штабы управления и лишь с натяжкой их можно объединить под флагом ОДКБ. В то же время недавний 10-летний юбилей образования Объединенной системы ПВО СНГ (ОС ПВО СНГ) показал, что у многих постсоветских стран есть общие интересы в защите своих воздушных рубежей. И, конечно, костяк этих стран составляют государства ОДКБ. Но уже и среди них есть конкуренция, проблемы. Так, явно отстает от интеграционных процессов в рамках образования ОС ПВО Киргизия, входящая в ОДКБ. Ее начальника воздушной обороны полковника Владимира Валяева даже не было на торжественном заседании координационного совета стран – участниц ОС ПВО, где обсуждались планы на 2005 год. Зато интерес к этим мероприятиям проявили Украина и Узбекистан, которые, как известно, в ОДКБ не входят.

Как всегда активен Казахстан, предложивший проводить учения сил ПВО стран Содружества не только на российском, как это было раньше, а на своем военном полигоне Сары-Шаган. Украина уже «клюнула» на это, разорвав договоры с Москвой о стрельбах в Ашулуке (Астраханская область), и сейчас готовит межправительственное соглашение по стрельбам на казахстанском полигоне. Таким образом, налицо военно-техническая конкуренция между союзниками ОДКБ – Астаной и Москвой. И Астана здесь, видимо, побеждает, поскольку ее полигон и значительно больших размеров, и, видимо, с точки зрения финансов более привлекателен. Но это еще раз доказывает тот факт, что военные отношения строятся не по шаблонам организаций ОДКБ, ШКВС, а по интересам военных структур государств СНГ.

Москва традиционно поставляет военную технику и услуги для государств ОС ПВО СНГ по своим внутренним ценам, во многом беря на себя обустройство военной инфрастуктуры (аэродромов, испытательных площадок, штабов), подготовку кадров и т.п. Но взамен получает лишь нездоровую конкуренцию военных полигонов, «полувраждебные» блоки (вспомним ГУУАМ), закупку вооружений и военной техники, а также обучение офицеров из ВС СНГ в странах НАТО (как это будут сейчас делать Украина и уже делает Грузия).

«Коллективные штабы и органы коллективной обороны в нынешней своей форме исчерпали себя еще и потому, – полагает академик Академии военных наук Владимир Попов, – что Россия до конца не определилась в своих принципах, в своей идеологии во взаимоотношениях со странами СНГ».

По мнению аналитика, ШКВС исчерпал себя. Его уже в 2004 году сокращали в два раза и те 55 офицеров, которые в нем остались, погоды не делают – их эффективность явно мала. Но это не значит, что штаб должен быть уничтожен. Его работники вполне бы могли заняться теоретической работой, разработкой концепций, выявлением угроз, планированием совместных мероприятий в интересах Москвы. Ведь именно в ШКВС были разработаны документы, определяющие содержание таких понятий, как коллективная оборона и безопасность СНГ.

К тому же ШКВС находится в Москве. Российская столица дает базу для работы, решает бытовые проблемы офицеров из стран СНГ. Дополнительно платит за связь за свет и т.п. А ведь кто платит, тот, как говорится, должен заказывать и музыку┘

Военно-политические структуры на пространстве СНГ

ОДКБ – Организация Договора коллективной безопасности. Создана 15 мая 1992 года шестью странами СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь, Таджикистан). Договор предполагает военно-политическое сотрудничество между ними и предусматривает необходимую помощь, в том числе и военную, в случае совершения акта агрессии против любого из них.

СМО – Совет министров обороны. Создан 14 февраля 1992 г. Орган Совета глав государств по вопросам военной политики государств – участников Содружества. Координацией деятельности СМО занимается секретариат, который возглавляет генерал-лейтенант Александр Синайский.

ШКВС – штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ. Является межгосударственным постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны (СМО) и предназначен для содействия развитию всестороннего военного сотрудничества государств СНГ и координации реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств и СМО в этой области. Начальник штаба – генерал армии Владимир Яковлев (бывший главком РВСН РФ).

ОС ПВО СНГ – объединенная система ПВО СНГ. В нее входят 10 стран СНГ, подписавших специальное соглашение в 1995 г., но активное сотрудничество в данной сфере ведут только Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия.

ШОС – Шанхайская организация сотрудничества. Создана 26 апреля 1996 года Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Позже к «шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан.

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сотрудничество. Организация, в которую входят Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, была создана в 2000 г. Молдова и Украина обладают статусом наблюдателя при ЕврАзЭС.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
435
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
547
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
458
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
378

Другие новости